Екатерининскою волей на путь священный вдохновлен!

Екатерининскою волей на путь священный вдохновлен!

№ 2 (20) / 2025

Литв

Владимир Стефанович Литвиненко,
горный инженер, доктор технических наук, профессор, ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II, председатель Консорциума университетов «Недра»

«И в убежденьях непреклонный, великому – преграды нет!

В делах горняцких неуемный. Несет в науку яркий свет!»


В каждом номере нашего журнала в рубрике «История успеха» мы представляем вам выдающихся людей, для которых вся жизнь – исполнение высочайшей миссии, которую они призваны нести с достоинством и честью. В одном из номеров вам уже представлялась возможность познакомиться, а многим еще раз услышать о человеке глобальной миссии, ректоре Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II – Литвиненко Владимире Стефановиче.

2

Об этом выдающемся человеке, новаторе и первопроходце во многих глобальных идеях, можно говорить и писать много, но и этого будет мало! Вся сознательная жизнь Владимира Стефановича связана с родным университетом. Закончив в 1982 г. с отличием геологоразведочный факультет Ленинградского горного института, он прошел путь от аспиранта до ректора. Возглавив вуз в 39 лет в 1994 г., в сложное для российского образования, да и всей страны время, сумел сохранить все основные направления научных исследований института и поднять их на высокий уровень. Инноватор, всегда готовый к конструктивным переменам, твердый в своих убеждениях. Это позволяет Владимиру Стефановичу уверенно выстраивать свой профессиональный и жизненный путь, принимая верные решения.

Владимир Стефанович Литвиненко – известный ученый, автор более 200 научных работ, в том числе 5 монографий, имеет 50 (в том числе зарубежных) патентов и изобретений.

За развитие инновационной деятельности Владимир Стефанович в 2008 г. стал лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования. В 2009 г. Горный университет прошел конкурсный отбор и получил категорию «Национальный исследовательский университет».

Владимир Стефанович ведет большую общественную работу, являясь членом Правительственной комиссии по вопросам ТЭК и воспроизводства минеральн-осырьевой базы; членом Экспертного совета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам природопользования; руководителем межгосударственных российско-германского и российско-канадского диалогов по проблемам недропользования.

Опережая время

Российское горное образование и корпус горных инженеров имеют великие традиции. И первым высшим учебным заведением в России был Санкт-Петербургский горный институт. Первое высшее техническое учебное заведение России, история которого начинается с 1773 г. Его выпускники всегда считались самыми квалифицированными и работоспособными инженерами. Программа их подготовки дословно означала – горный инженер знает и умеет все, и это высокое звание они сохранили.

3

И сегодня, подтверждая свое высокое звание, Санкт-Петербургский горный университет под руководством Владимира Стефановича вошел в тройку лучших вузов мира по направлению «Добыча полезных ископаемых и горная промышленность» по версии британской компании Quacquarelli Symonds. Также он вошел в топ-100 по направлению «Нефтегазовый инжиниринг». Что особенно важно, это произошло в год 250-летия Санкт-Петербургского горного университета, когда впервые он занял третье место из семидесяти в авторитетном международном предметном рейтинге вузов QS по направлению «Добыча полезных ис копаемых и горная промышленность». Это, без преувеличений, выдающееся достижение как самого вуза, так и всего нашего отраслевого сообщества, всей страны.

4

5

Владимир Стефанович, продолжая нести высокое звание первого отраслевого вуза страны, поднявший его профессиональную планку на невероятную высоту, видит важнейшей задачей «создание лучшего в мире образования и настоящего инженерного корпуса», обеспечивая тем самым суверенитет страны; поднять уровень выпускников, отвечающий потребностям рынка, а сами студенты должны быть максимально адаптированы на производстве, легко решая поставленные перед ними задачи. В связи с этим, помимо профессиональных знаний, университет нацелен на производственную ориентацию студента, с высокой степенью инновационного подхода и мастерства. Владимир Стефанович создал уникальную образовательную, научную и производственную платформу, ввел дисциплины, которые дают возможность уже в студенческое время для серьезной исследовательской работы. По словам ректора: «В горнодобывающем секторе за последние годы произошли существенные изменения: значительно выросли потребность в исследовательской работе и в целом необходимый уровень инженерной квалификации. Задача вузов – ответить на эту потребность. Качественное образование становится сегодня синонимом экономического роста, а знания в целом – эквивалент истинного богатства. Если молодое поколение вернет преемственность лучших традиций мировой науки, то будут эффективно решаться и вопросы благосостояния общества, и экологии, в том числе проблема сокращения углеродного следа…».

6

Под руководством ректора коллектив Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II в ноябре 2024 г. получил благодарность Президента РФ «За заслуги в области науки и образования, подготовке высококвалифицированных специалистов».

Ярчайшим достижением инициатив Владимира Стефановича явилось создание Консорциума «Недра». Общественно-профессиональное сообщество вузов было создано в 2020 г. Сегодня оно объединяет более 70 университетов минерально-сырьевой направленности. Созданное единое образовательное пространство направлено в первую очередь на повышение качества российских выпускников.

«Коллаборация на базе Консорциума университетов «Недра», а также Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО создает условия для мотивации студентов, аспирантов и преподавателей. Мы формируем интеллектуальную среду, направленную на достижение интересов государственной экономики. То есть на подготовку качественного кадрового резерва для научно-педагогической деятельности и работы на отраслевых предприятиях», – так представляет работу Владимир Литвиненко.

7

Университет как зеркало результатов школьного образования

Вот в таком определении Владимир Стефанович представляет ценностноцелевые ориентиры государственной политики в сфере образования. Все, что, к сожалению, теряется в нашем обществе. Как человек с высокой гражданской позицией, системным подходом и высочайшей степенью социальной ответственности, он определяет и ставит «ценностно-мировоззренческие задачи и задачи сохранения цивилизационной идентичности России», с полным их представлением. Первоочередной задачей он видит разработку и применение эффективных образовательных подходов, методик и технологий, повышающих качество образования.

Представленная форма образовательной системы долж на быть определена как неоценимый вклад в российское образование и науку, использоваться как инновационный опыт, достойный подражания. Стратегия методологии обеспечения коренного улучшения качества подготовки и использования специалистов с высшим техническим образованием должна быть взята за основу всеми высшими учебными заведениями.

За высокие достижения Владимир Стефанович отмечен почетными званиями и наградами:

• Орден Почета.

• Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

• Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.

• Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.

• В июне 2001 г. за огромный вклад в развитие минерально-сырьевого комплекса России Фондом общественного признания РФ награжден орденом Андрея Первозванного.

• За значительные заслуги в области науки решением Верховной комиссии по наградам Бельгии удостоен ордена «Командор».

• «Почетный Знак» Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

• Почетная грамота Президента Российской Федерации «За заслуги в области образования, науки и большой вклад в подготовку квалифицированных специалистов для минерально-сырьевого комплекса».

• Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники «Геологический атлас России».

• Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники «За разработку и внедрение экологически безопасных комбинированных технологий добычи и комплексной переработки руд, обеспечивающих ввод в эксплуатацию и освоение уникального Яковлевского месторождения богатых железных руд».

• Почетный доктор Фрайбергской горной академии.

• Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга.

Хорошие учителя создают хороших учеников (Конфуций)

Эти слова, без преувеличений, относятся к Литвиненко Владимиру Стефановичу. Предметом высочайшей гордости для Владимира Стефановича являются плоды его труда, а это его ученики-студенты университета.

7.1

Нет выше и благороднее дела, чем передавать свой опыт, учить тому, что знаешь, чему посвящаешь свою жизнь. Человек великих идей и неуемной энергии, Владимир Стефанович создает вокруг себя атмосферу творчества и позитива. Он создал все условия для достойного профессионального обучения студентов: высочайшего уровня профессорско-преподавательский состав, богатейшая лабораторная база, дополнительные профессиональные компетенции, широкая производственная коммуникационная среда. Все это позволяет вузу выйти на особую ступень в рейтинге. Он генерирует в себе весь диапазон научных, образовательных и культурных российских традиций и мастерства.

Студенты Санкт-Петербургского горного университета отличаются высокой степенью профессиональной подготовки, что позволяет им занимать призовые места в международных, российских проектах и конкурсах, а после окончания вуза устраиваться на производстве.

8

Принципиальной позицией ректора является возрождение института наставничества. В новой модели высшего инженерного образования как неотъемлемое звено Владимир Стефанович видит развитие наставничества.

Позицию Горного университета о новой системе наставничества Владимир Стефанович выразил ярко и твердо: «Знание – это ровно половина дела. Их можно принять во благо, можно и в разрушение. Вторая составляющая – воспитание…Опыт Горного университета в создании системы наставничества оформляется в рабочую модель, которая будет полезна в масштабах всей отечественной вузовской системы».

9

В университете в полной мере объединяются научнотех ническая база и интерактивная музейная практика. Уникальный музей Санкт-Петербургского горного университета, воссозданный и преобразованный по инициативе ректора, представляет собой крупнейший естественно-научный музей мира. Фонд музея насчитывает около 200 тыс. экспонатов. Богатейшие коллекции минералов, крупнейшие коллекции металлов, исторические и действующие макеты и модели горной техники, уникальное палеонтологическое собрание, а также документы по истории университета.

10

Музей вызывает значительный интерес как у рядовых посетителей, так и профессионалов. Для студентов и школьников это уникальное методическое пособие, образовательный сегмент естественнонаучного направления.

На страницах нашего журнала весь год мы знакомим читателей с музеем, его уникальными экспозициями и образцами.

Пристальное внимание Владимир Стефанович уделяет школьной реформе, выработке инновационных подходов к школьному образованию в интересах формирования технологического лидерства страны. По мнению ректора: «Сложность любой учебной программы должна нарастать по мере формирования у школьников стройной картины мира. Школьные естественнонаучные предметы в условиях эффективной образовательной системы должны подводить детей к освоению дисциплин вузовского инженерного образования. А в реальности в большинстве случаев отбивают к нему вкус».

Владимир Стефанович не только предлагает современную модель реформирования средней школы, он сам создал уникальный образец такой школы. Современная школа должна учитывать особенность эпохи в целостной непрерывной системе образования. Основные усилия обучения должны направляться не столько на запоминание, сколько на понимание, с учетом потребностей обучаемого. В нашем случае очень важны методы и приемы изучения предметов.

И все это, на наш взгляд, в полной степени представлено в системе образования «Авторской школы «Горный» г. Санкт-Петербурга. Переступая порог школы, уже при первом знакомстве с ней попадаешь в атмосферу детской мечты. Переполнившись чувством восторга от увиденного, начинаешь погружаться в академический мир знаний, в котором все наполнено любовью и заботой о детях. И нет совершенно различий – будь то классы по естественнона учным предметам, либо это спортивный зал или комнаты отдыха. Все подобрано с высочайшей степенью профессионализма и творчества. Классы не просто оборудованы на высоком техническом уровне, но и грамотно, тонко выдержаны в академическом стиле с учетом возрастных и ассоциативных возможностей и потребностей ребенка.

11

Комуто может показаться, что это лишь внешний лоск. Отнюдь нет! Погружаясь в изучение методического материала, а также специализированных методических пособий и учебников, с профессиональным восторгом понимаешь всю целостность и достоинство представленного материала. Это та исключительная форма подачи материала, где сочетаются методически верные подходы и доступность для восприятия учащимися представленных знаний. Все в одном академическом ключе, без перекосов и исключений. Это как раз тот классический случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Представленные на информационных панелях материалы выполнены с высочайшим профессионализмом соответствия передаваемого материала современными интерактивными приемами, и при этом подкупает простота восприятия. Все это соответствует эффекту «радость узнаваемого».

Обучающийся в такой школе ученик – это человек другой формации. В такой обстановке формируется иное сознание, выявляются исключительные способности и возможности ребенка. В таких условиях происходит социализация учащегося, формируется личность, творческий и научный потенциал, способность мыслить и развиваться широко и полноценно.

Одно остается огорчительным, что нам не пришлось, да и многим нынешним школьникам не представляется возможность окунуться в эту прекрасную сказку – школу нашей Мечты! А как бы хотелось, чтобы подобные школы стали нормой для образовательной системы, неся, помимо академических знаний, еще и глубокий духовный, нравственный и эстетический смысл.

Значительную роль Владимир Стефанович отводит международным связям, объединяя под своим флагом международное отраслевое сообщество.

12

Примером тому могут служить крупнейшие международные форумы, прошедшие недавно на базе Санкт-Петербургского горного университета: Международный форум «Минеральные ресурсы как основа национального суверенитета – кадры и инновационная среда» в рамках БРИКС, Международный форум-конкурс молодых исследователей стран БРИКС, Международный форум «Роль инженерного образования и науки в достижении целей устойчивого развития – новые вызовы и решения», проходящий при участии институтов и центров ЮНЕСКО, и другие выдающиеся форумы.

В своих мыслях и идеях Владимир Стефанович гениальным образом опережает время. Это способность проявляется в исключительной форме интуитивного понимания необходимого. Верность своему делу является его движущей силой, что, бесспорно, укрепляет его авторитет в научном и отраслевом сообществе. Пожелаем Владимиру Стефановичу успеха во всех его делах и начинаниях на благо отечественной науки и образования!

Велика Россия, несгибаема и непобедима, покуда славные ее сыны – гаранты мощи и силы прославляют свое Отечество делами, достойными гордости и подражания!


А.В. Титова,

зам. директора Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН, вице-президент Академии горных наук

В.А. Язев,

председатель Российского национального комитета Мирового нефтяного совета (РНК МНС), президент НП «Горнопромышленники России»

Фотографии: © Форпост СевероЗапад / Павел Долганов

Back to top