Сергей Владимирович Черкасов,
директор Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН, д.т.н., заслуженный геолог РФ
Почти половина всего, что производится в нашей стране, – это продукция горно-геологической и нефтегазовой промышленности, результат разработки месторождений полезных ископаемых, открытых многими поколениями геологов. В то же время в школьной программе за все 11 лет едва ли больше 20 часов хоть как-то связаны с геологией. В результате очень немногие представляют себе, откуда берется благосостояние нашей страны, да и всего мира.
Мы часто называем Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН представительством горно-геологической отрасли в обществе и стараемся показать людям не только создаваемую природой красоту, но и объяснить, как формируется и развивается наша планета, как человек учился использовать ее ресурсы. В музее хранится более 250000 образцов каменного материала, и рассказ специалиста-геолога о каждом экспонате может занять больше получаса – вот такой объем информации хранится в наших фондах. Этой информацией активно пользуются профессионалы – почти каждую неделю с нашими коллекциями работают ученые из российских и зарубежных институтов. Но наша основная задача – работа с неподготовленными посетителями музея. А схема этой работы достаточно проста: удивить – заинтересовать – объяснить.
Простой пример: несколько лет назад мы приобрели образец фульгурита. Это окаменевшая молния, молния, которая попала в песчаный пляж, и песок спекся под воздействием электрического тока. Выглядит как ветка дерева, хотя состоит из спекшегося кварцевого песка, что удивляет всех, кто в первый раз видит такое творение природы. Возникает интерес: почему такая причудливая форма? А наши экскурсоводы уже объясняют, при какой температуре плавится кварц, как формируется электрический ток в толще песка.
Есть у нас и образцы, которые имеют не только геологическую, но и историческую ценность. Например, штуф кальцита, который пережил московский пожар 1812 года, был найден после пожара купцом Ситниковым, продан вместе с другими образцами графу Румянцеву, а уже потом передан в коллекцию музея Московского государственного университета.
Не только минералы, горные породы и устройство нашей планеты интересны в геологии. Работа часто забрасывает геолога в такие места, в которых обычный человек никогда не побывает, если только не занимается экстремальным туризмом. Приходилось и проходить до пятидесяти километров в день, когда вертолет из-за погоды не мог прилететь, и рюкзаки под пятьдесят килограммов таскать, причем идешь на маршрут, а маршрут на 5-6 дней, – тащишь на себе не только спальный мешок, посуду, теплую одежду, но и еду. В маршруте продукты постепенно убывают, а вместо них набираешь образцы, которые потяжелее продуктов будут. Поэтому геологи – люди сильные, выносливые, надежные.
Конечно, техника часто помогает, да вот не везде может пройти, может и сломаться, поэтому долго еще геологические профессии будут требовать от людей не только профессиональных геологических знаний, но и высоких человеческих качеств.
И еще один важный момент: для решения геологических задач в наше время применяются все самые современные компьютерные технологии. Это и Big Data, и искусственный интеллект в разных его проявлениях, и распределенные вычисления, и многомерное моделирование геологических объектов и процессов. В общем, науки о Земле – это целый мир, в котором каждый из вас может найти что-то интересное для себя. А интересное занятие на всю жизнь, когда не просто работаешь, чтобы обеспечить себя и близких, а получаешь удовольствие и радость от решения сложных задач, от новых открытий, – помогает чувствовать себя счастливым.
Очень многие считают, что человечество уже изучило нашу планету, открыло все месторождения полезных ископаемых, и больше геологам и делать-то особенно нечего. Но это далеко не так. Самая глубокая скважина, пробуренная на Кольском полуострове – Кольская сверхглубокая, – имеет глубину чуть больше 12 километров. Это, примерно, как от Кремля до Московской кольцевой дороги. Самая глубокая шахта – около 4 км. Расстояние, которое человек может не торопясь пройти пешком за час. А от поверхности до центра Земли – 6400 километров, это – как от Москвы до Владивостока. Представить трудно, сколько геологических загадок еще скрыто от наших глаз, да и не только от глаз, но и от самых чувствительных приборов. Поэтому всем, кому интересно разгадывать загадки природы, есть чем заняться в геологии, в геофизике, в геохимии, а может быть – и в новых направлениях наук о Земле, в направлениях, которые до сих пор не существуют, и которые вам, следующим поколениям, предстоит формировать и развивать.
Желаю всем вам найти свою дорогу в жизни, и, поверьте, если она будет проходить через неизведанные области природы, вы не пожалеете!