№ 2 (20) / 2025
2025 год знаменателен для РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина двумя датами – 95-летием со дня основания вуза и 80-летием Победы в Великой Отечественной войне. Обе они неотделимы друг от друга, как история университета от истории страны.
Виктор Георгиевич Мартынов,
ректор РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, профессор, академик РАО
ФУНДАМЕНТ ДЛЯ БУДУЩЕГО
Форсированная индустриализация, техническое перевооружение и создание новых отраслей промышленности, которые происходили в СССР в 1920-х годах, поставили перед страной острейшие задачи по модернизации дореволюционных нефтяных производств.
Страна жизненно нуждалась в кадрах, которые должны были обеспечить организацию и развитие качественно нового сектора экономики. Актуализировались проблемы и по научному сопровождению данных процессов. В этих условиях организаторский гений академика И.М. Губкина позволил в сравнительно короткие сроки заложить стратегические принципы развития российской нефтегазовой промышленности и других отраслей народного хозяйства.
В основе программы Ивана Михайловича лежал синтез науки, образования и производства, и вуз, созданный и названный в честь своего основателя, стал не только частью реализации этой программы, но и фундаментом, на котором строилась новая отрасль.
В наступившем году ведущий нефтяной вуз России будет подводить итоги своей 95-летней деятельности. Оглядываясь на прошедшие десятилетия, важным становится как осмысление сделанного, осознание тех идей и замыслов, которые были аргументированы в многочисленных научных трудах и реализованы на практике многими поколениями губкинцев, так и определение того, что из опыта прошлого может стать опорой для современного развития, какие концепции могут быть модернизированы и трансформированы применительно к вызовам современности. И сегодня, в сложнейших условиях парадигмальных изменений, которые происходят на фоне жестких политических и экономических коллизий, опыт и сложившиеся в университете традиции становятся основанием для стратегий будущего.
ПРЕДЫСТОРИЯ И ПЕРВЫЕ ШАГИ
С момента организации в стенах Московской горной академии (далее МГА) учебных курсов по подготовке специалистов в области нефтяного дела началась планомерная и последовательная деятельность по обеспечению квалифицированными кадрами нефтяной промышленности и воспитанию инженеров будущего.
И.М. Губкиным, который возглавил МГА в 1922 г., к чтению лекций приглашались ведущие ученые страны. Учебный процесс, несмотря на распространенные в то время «образовательные эксперименты», строился по четкому принципу, прошедшему опыт имперской высшей школы. Это уже упомянутый синтез науки, образования и производства, где под наукой подразумевались лекции, под образованием – семинары и практические занятия, под производством – производственная практика. Реализованный Иваном Михайловичем, он был впоследствии применен в качестве основного для всех вузов и закреплен в законе об образовании 1930 г.
Стоит отметить, что в Московском нефтяном институте им. И.М. Губкина (далее МНИ), образованном на базе кафедры нефтяного дела МГА, студенчество не только получало теоретические знания и практические навыки, но и активно привлекалось к научной и организационной работе, что позволяло осуществлять связь вуза и производства и формировало систему преемственности поколений.
Так, в Проектно-исследовательском бюро (далее ПИБ), созданном в 1931 г., работали как известные ученые, так и студенты. По сути, ПИБ нефтяного вуза стал прообразом научно-педагогических школ, а тесная связь с производством и, следовательно, ориентация на решение задач по импортозамещению и рациональной эксплуатации нефтяных месторождений позволили экономить до 100 миллионов золотых рублей в год.
Разработка и реализация наукоемких технологий в ПИБе дали возможность создать базу для организации Государственного исследовательского нефтяного института (далее ГИНИ), инициатива формирования которого принадлежала И.М. Губкину. Руководящий состав и сектор эксплуатации ГИНИ по преимуществу был представлен губкинцами.
ВКЛАД В ОСВОЕНИЕ «ВТОРОГО БАКУ» И В ПОБЕДУ
Индустриализация, которая охватила страну в 1930-е годы, обусловила новый вектор деятельности МНИ. Ключевым ориентиром деятельности нефтяного вуза стало участие в освоении восточных районов страны. Научно-исследовательская деятельность была сосредоточена на разработке методов поиска, разведки, добычи и переработки нефти в Урало-Поволжье, а подготовка инженеров-нефтяников шла с учетом покорения и развития нефтяных регионов.
Эту работу оценили по достоинству, и за освоение новой нефтяной базы страны – «Второго Баку» более 40 сотрудникам института было присвоено звание лауреатов Государственной премии СССР, многих наградили орденами и медалями.
В годы Великой Отечественной войны МНИ внес значительный вклад в Победу. Губкинцы шли на фронт добровольцами и по мобилизации, участвовали в истребительных батальонах и дружинах ПВО, строили оборонительные сооружения, воевали в партизанских отрядах. В тылу был открыт «научный фронт», где студенты и преподаватели нефтяного вуза трудились на благо Родины.
Часть института, эвакуированная в Уфу, не только организовала в тяжелейших условиях учебный процесс, но и продолжила научную и производственную деятельность.
В Москве аудитории филиала МНИ были отданы под казармы, а механические мастерские вуза выполняли государственные заказы для фронта. Одновременно шла научная и образовательная деятельность, организовывались новые кафедры, велись широкомасштабные научно-исследовательские работы, результатом которых стали многочисленные открытия в теоретической части, научные разработки и освоение новых месторождений.
В 1945 г. Московский нефтяной институт им. И.М. Губкина был награжден орденом Трудового Красного Знамени, 42 преподавателя – правительственными наградами. Также ученые-губкинцы стали лауреатами 14 Сталинских премий в области науки.
ПОЛНОМАСШТАБНОЕ ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЕ
Послевоенное восстановление экономики опять поставило перед вузом новые задачи. Формирование основ топливно-энергетического комплекса страны, бурное развитие транспорта, механизация производства обусловили потребности в освоении новых сырьевых месторождений, техническом перевооружении производства, строительстве необходимой инфраструктуры в нефтегазовых регионах и особенно в подготовке инженерных кадров, обладающих квалификацией и навыками, необходимыми для модернизации промышленности. Все они эффективно удовлетворялись Московским нефтяным институтом им. И.М. Губкина. К началу 1950-х годов в институте разрабатывалось более 50 научных тем, в том числе по механизации и автоматизации производства, предлагались инновационные для того времени научно-технические решения. В институте активно велась научная деятельность студенчества, возобновилась работа Студенческого научного общества, функционировало 12 научных кружков.
Переход к преимущественному развитию нефти и газа в топливной промышленности Советского Союза, который начался в 1950-1960-х годах, расширил спектр учебной и научной деятельности Губкинского института. Вуз приступил к подготовке специалистов и проведению научных работ для химической и газовой отраслей, и эта деятельность определила новый статус института.
В 1958 году МНИ реорганизовали в Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина (далее МИНХиГП), что повлекло за собой полномасштабное перепрофилирование вуза и поставило непростые задачи перед руководством и коллективом.
ЭПОХАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ
Следующая веха открылась перед МИНХиГП в 1960-х годах, когда экономика страны переживала небывалый взлет. Научно-технический прогресс определил стремительное развитие всех отраслей экономики, в том числе и нефтегазового сектора, а также эпохальные события в Губкинском институте.
Во-первых, началось строительство нового здания на Ленинском проспекте – символа высокой государственной оценки деятельности вуза.
Во-вторых, ректором института избрали В.Н. Виноградова. Случай в системе советского высшего образования беспрецедентный, так как на такие должности назначали «сверху». На тот момент Владимиру Николаевичу исполнилось 39 лет, и он был самым молодым руководителем вуза, а в течение последующих десятилетий оставался единственным избранным ректором в стране.
В-третьих, институт за короткий период получил мощнейшую инфраструктуру. Кроме комплекса зданий на Ленинском проспекте с хорошо оснащенными аудиториями и лабораториями, в нее вошли новые базы практик и отдыха, студенческий городок, включая первое в СССР семейное общежитие для студентов и аспирантов, жилые дома для преподавателей, санаторий-профилакторий, спортивно-оздоровительный лагерь, пионерский лагерь и автобаза.
Сегодня инфраструктуру такого масштаба называют университетским кампусом. Таким образом, можно говорить о том, что Губкинский институт опередил время, создав уникальный «храм науки».
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЯДРО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
В 1960-1980-е годы со всей очевидностью раскрылся гений И.М. Губкина, продолженный и развитый его последователями. Губкинская парадигма «наука – образование – производство» стала планом действий, который реализовывался под руководством В.Н. Виноградова на протяжении 30 лет и имел значительные по своему масштабу результаты.
Была создана уникальная система подготовки кадров, ставшая мощнейшим звеном, связывающим нефтяной институт и отрасль. Башкирия, Татария, Республика Коми, Оренбург, Небит-Даг, Красноводск, Уфа, Ухта, Альметьевск – вот неполный перечень нефтегазовых регионов, где были открыты учебно-консультационные пункты (далее УКП) и филиалы вуза. Благодаря этой работе, укрепляя связи с отраслью, институт приобрел общесоюзные масштаб и значение.
Ректора Владимира Виноградова и Губкинский институт знали во всех уголках страны, а сами региональные структуры вуза становились интеллектуальным слоем высшего профессионального образования.
В рамках единого методологического и научного обеспечения деятельности УКП и филиалов формировалась идея межвузовского сотрудничества. Задачи подготовки специалистов решались в контексте тесной связи института и отрасли. В.Н. Виноградов привлекал в МИНХиГП ученых из НИИ, производственников с богатейшим опытом работы непосредственно на промыслах, высококвалифицированных управленцев из министерств и ведомств.
В вузе работали крупнейшие ученые того времени, имевшие мировую известность. А.А. Бакиров, Н.И. Черножуков, И.А. Гуревич, М.М. Чарыгин, В.Н. Дахнов, Ф.А. Требин и В.Н. Щелкачев не только создавали и развивали научные школы, но и воспитывали достойную смену преподавателей-губкинцев, формируя интеллектуальный стратегический ресурс как в Москве, так и в УКП и филиалах. К концу 1980-х годов в Губкинском институте работали 30 лауреатов Ленинской и Государственной премий, 150 докторов наук, но самое главное, их знания и опыт не ограничивались стенами вуза, а получали прикладной «выход» на производство.
МАРШРУТ В ОТРАСЛЬ
В годы руководства В.Н. Виноградова сложилась система, аналогов которой не было в мире. Она охватывала весь спектр работы нефтяного вуза и отрасли в их единстве. Подготовка студентов была непосредственно сопряжена с задачами отрасли.
Впервые в практике высшей школы разрабатывался и реализовывался так называемый маршрут в отрасль, когда студенты в рамках учебы решали производственные задачи. Впервые в стране внедрялась новая форма организации учебного процесса – студенческие учебно-научно-производственные комплексы. Распространялись методы комплексного дипломного проектирования, защиты студенческих дипломов на производстве, внедрения студенческих рекомендаций в практику работы предприятий. Создавались научно-технические кружки и секции, активно работало СНО. Ярким примером комплексного подхода к подготовке кадров можно назвать первый и крупнейший в СССР Учебно-методический центр на Северном Кавказе (Кисловодск, Дзуарикау), позволивший поднять на качественно новый уровень подготовку геологов для нефтяной и газовой промышленности.
Реализуя планы сотрудничества с ТЭК, сочетая фундаментальную и прикладную науку, Губкинский институт, наращивал потенциал для решения задач отрасли и страны в целом. При поддержке «нефтяного комиссара» Н.К. Байбакова был реализован беспрецедентный проект взаимодействия вуза и предприятий.
ТВОРЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО
Вузовская наука шла «на опережение». Исследования губкинских ученых включались в планы работ научно-исследовательских институтов Академии наук СССР и Государственного комитета по науке и технике, что характеризовало МИНХиГП не только как отраслевой институт, но и как научную организацию государственного масштаба.
В 1963 году Владимир Виноградов впервые в стране выдвинул идею интеграции всех нефтяных вузов с целью разработки единой методологии подготовки кадров и координации научно-исследовательских работ. На базе МИНХиГП было создано Учебно-методическое объединение нефтяных вузов СССР, где разрабатывались общие образовательные программы и программы активного научного сотрудничества родственных кафедр, научно-технических библиотек и редакций многотиражных газет, развивалась совместная социальная и воспитательная работа. Результат не заставил себя ждать – к 1970-м годам нефтегазовая отрасль страны вышла на передовые позиции в мире, а разработки советских ученых приобрели опережающий характер уже в мировом масштабе.
В 1987 году при МИНГ им. И.М. Губкина (так стал называться институт с 1985 года) по инициативе В.Н. Виноградова создали три организации, имеющие важнейшее значение для НГК. Это Учебно-методическое объединение по высшему нефтегазовому образованию, где разрабатывалась единая научно-методическая основа для подготовки кадров, Институт проблем нефти и газа Академии наук СССР и Минвуза СССР, первым директором которого стал Владимир Николаевич, а также Центральный межотраслевой институт повышения квалификации. В сущности, было сформировано единое пространство науки и образования.
Можно сказать, что к концу 1980-х годов благодаря поистине титаническим усилиям и необычайной стратегической прозорливости Владимира Виноградова удалось реализовать идею, заложенную еще Иваном Губкиным, – объединить в рамках деятельности нефтяного института науку, образование и производство. Губкинский институт стал уникальным центром этого объединения, аккумулирующим самые передовые достижения и стратегии развития.
НА ПЕРЕЛОМЕ ВЕКОВ
Содружество МИНГ с отраслью, принявшее концу 1980х годов небывалый размах, сформировало и закрепило традиции взаимовыгодного сотрудничества вуза с предприятиями.
Так, в Губкинском институте впервые в СССР был создан Совет попечителей, куда вошли руководители крупнейших нефтегазовых компаний. Позднее была организована Ассоциация выпускников-губкинцев, которые поддерживали альма-матер. А социокультурная среда, сформированная в нефтяном вузе, позволила сконцентрировать весь спектр усилий преподавателей и сотрудников и успешно осуществить переход на качественно новые формы деятельности. В этом важная роль принадлежит А.И. Владимирову, сменившему В.Н. Виноградова на посту ректора в тяжелейшие 1990-е годы.
В 1991 году институт был переименован в Государственную академию нефти и газа, в 1998 году в Российский государственный университет нефти и газа. При этом он не только пережил переходный период без существенных потерь, но и приумножил свой опыт, сохранив традиции, заложенные в начале ХХ века.
В 2010 году РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина вошел в группу национальных исследовательских университетов, чему способствовали реализация стратегических задач, поставленных государством и отраслью, и научно-педагогический потенциал, накопленный за многие годы. И следующие 15 лет его деятельности стали доказательством того, что вуз достоин этого статуса.
НАШЕ ВРЕМЯ
Сегодня, когда Губкинский университет стоит в шаге от своего столетия, можно с уверенностью говорить о том, что вуз был и остается флагманом нефтегазового образования и науки. К 100-летнему юбилею вуз идет под руководством ректора В.Г. Мартынова, который не только сохраняет, но и во многом приумножает традиции, заложенные предыдущими поколениями губкинцев.
РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина – это более 12 000 студентов из 89 регионов России, около 1500 иностранных учащихся из 97 стран мира и свыше 10000 специалистов отрасли, которые ежегодно проходят повышение квалификации и переподготовку. Подготовку кадров по всей цепочке нефтегазового образования ведут 10 факультетов. Офицеров, сержантов и рядовых запаса, а также кадровых офицеров для службы горючего Вооруженных Сил России уже в течение 95 лет готовит военный учебный центр.
В вузе работают 209 профессоров, докторов наук и более 500 кандидатов наук, а объемы выполняемых ими научноисследовательских работ и научно-технического инжиниринга превышают 1,3 миллиарда рублей в год. Фонд научнотехнической библиотеки составляет более 1,5 миллиона экземпляров. Издательским домом «Губкин» выпускается восемь научно-технических и научно-экономических журналов ВАК. За этими цифрами стоит труд всего коллектива университета, его традиции и ценностные ориентиры, которые становятся золотым фондом стратегического развития РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.
Социокультурная среда, сложившаяся в вузе и объединяющая студентов, преподавателей и выпускников в единый конгломерат единомышленников, позволяет решать проблемы инновационного развития нефтегазовой отрасли и образования, отвечая на вызовы современности.
«Губкинцы – семья» стал не просто декларируемым лозунгом. Это действительно фундамент Губкинского университета, его наследие и актив успешного будущего. Выпускники сохраняют постоянную и прочную связь с родным вузом, где получили специальность и первый профессиональный опыт, где провели лучшие молодые годы. Достигнув успеха, они с удовольствием помогают альма-матер и удовлетворенно наблюдают, как учится новое поколение нефтяников и газовиков, среди которых их дети и внуки.
Единство, традиции и преемственность воплотились в ценностях университета, таких как профессионализм, ответственность, адаптивность, патриотизм, лидерство, коллективизм, трудолюбие и креативность. Это не просто декларируемые приоритеты, за ними стоят дела многих поколений губкинцев, достижения сегодняшнего дня и те стратегии, которые РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина наметил к реализации.
Вступая в последнее пятилетие перед столетием, подводя итоги и оценивая их результаты, Губкинский университет, сформировавший и развивающий уникальный научный и образовательный потенциал, определяя свои стратегические ориентиры, руководствуется главной задачей обеспечения технологического суверенитета нефтегазовой отрасли и России в целом.