Профориентация «Норникеля»: Игра «вдолгую» с малых лет

Профориентация «Норникеля»: Игра «вдолгую» с малых лет

№ 2 (20) / 2025

Ruzh

Е.Б. Ружицкая,

представительство ЧОУ ДПО «Корпоративный университет «Норильский никель» в г. Москве, директор


 Kam

Д.А. Каменских,

ЧОУ ДПО «Корпоративный университет «Норильский никель», группа реализации программ и проектов, ведущий специалист


 1

Ключевую роль в повышении эффективности компании и создании прочного кадрового резерва в долгосрочной перспективе играет профориентация. Основной акцент профориентационных проектов «Норникеля» направлен на подрастающее поколение, которому уже сегодня создаются комфортные условия для успешной карьеры и удовлетворения от работы в промышленной сфере. Охват разных возрастных групп и территорий создает прочный фундамент для дальнейшего формирования навыков и профессиональных компетенций у детей. А так как профориентация – это всегда игра «вдолгую», значит и начинать ее нужно как можно раньше. Знакомство с компанией у будущих инженеров и металлургов начинается со школьной скамьи.

Для детей регулярно проходят встречи с профессионалами, конкурсы, экскурсии и иные мероприятия под эгидой корпоративного проекта «Клуб «Профнавигатор». Одним из ярких примеров является акция «Урок Компании». Это «классный час» для учащихся 1-х классов, на котором в про стой и интерактивной форме специалисты разных подразделений «Норникеля» рассказывают о роли компании в жизни города, показывают различные средства индивидуальной защиты, такие как сигнальные жилеты, защитные очки, маски, перчатки, каски, отвечают на вопросы детей, а также вручают им памятные подарки. Акция проходит бо лее 10 лет, и с 2024 года в копилку мероприятия добавили новый интерактив – просмотр мультфильма «Уроки про фессора Нихрома».

Проведение акции «Урок Компании» для учащихся 1-х классовПроведение акции «Урок Компании» для учащихся 1-х классов

Но на самом деле «подпитать» интерес к работе в «Норникеле» можно еще раньше. Так, с 5 лет юные норильчане участвуют в творческом конкурсе «Профессии родного города». Задача – нарисовать профессию своих родителей или других родственников, являющихся сотрудниками компании. Лучшие работы отмечаются дипломами и памятными подарками.

Работы участников творческого конкурса «Профессии родного города»Работы участников творческого конкурса «Профессии родного города»

Познакомиться с компанией поближе помогают производственные экскурсии, в рамках которых учащиеся среднего и старшего школьного звена посещают рудники, обогатительные фабрики, металлургические заводы и иные предприятия «Норникеля». На экскурсиях дети не только видят производство «вживую», но и активно общаются со специалистами.

Для старшеклассников и новоиспеченных студентов открытый диалог с руководителями различных подразде ений компании проходит в рамках встреч под названием «Норникельчас», на которых каждый участник может узнать о специфике любой производственной отрасли, а так же о социальных гарантиях и корпоративной культуре, предоставляющихся сотрудникам компании.

Проведение производственных экскурсий для старшеклассниковПроведение производственных экскурсий для старшеклассников

Компания становится ближе к детям независимо от места их проживания – в интернетпространстве любой учащийся может познакомится с профессиями «Норникеля» на интерактивном портале «Город профессий». За 2 года существования платформа вызвала к себе значительный интерес. Родители выпускников, учителя школ, преподаватели вузов и сузов, а также действующие сотрудники «Норникеля» отмечают: профориентационный тест портала полезен и для уже состоявшихся профессионалов, а информация о профессиях погружает в мир производства словно интересная книга.

5

В возрасте 10–12 лет у ребенка формируется интерес к различным профессиям, а также развивается понимание своих склонностей и возможностей. В этот момент очень важно внедрять профориентационные мероприятия образовательного характера, так как это позволит на раннем этапе сформировать у учащихся осознанное отношение к будущему выбору профессии и подготовить их к более углубленному изучению своих интересов в старших классах. Помимо этого, важно сделать этот путь комфортным и дать возможность ребенку изучать мир профессий самостоятельно. Думаю, что с этой задачей в нашей компании прекрасно справляется интерактивный портал «Город профессий».

Елена Бикбулатовна Ружицкая,

директор представительства ЧОУ ДПО «Корпоративный университет «Норильский никель» в г. Москве

6

В прошлом году портал вышел в оффлайн – стартовала реализация профориентационных уроков по мотивам «Города профессий». На данный момент разработано и реализовано 6 профориентационных уроков: вводный, обобщенный (об этапах производства), точечно-отраслевые (о дея тельности заполярных рудников, фабрик, заводов, объектов энергетики). Каждый урок – интерактивное приключение, на котором ребята становятся арктическими майнерами, металлоискателями, алхимиками и даже повелителями огня. Доступным языком яркие персонажи урока рассказывают детям об основных этапах своей профессиональной области и важности соблюдения правил охраны труда. По ходу мероприятия команды выполняют задания, к примеру, высчитывают по формуле время работы оператора дробильной установки или определяют вещество для обработки металла в ванне для электролиза.

7

С начала 2025 г. «фишкой» профориентационных уроков стали выступления амбассадоров «Города профессий» – на каждом мероприятии, помимо ведущего, присутствует эксперт – действующий сотрудник компании, работающий в той отрасли, которой посвящен урок. Помимо рассказа о себе и своей карьере, эксперт привносит в урок свои комментарии и бытовые дополнения-ассоциации, позволяющие понять сложную терминологию и разобраться в сложных производственных процессах. Профориентационные уроки по мотивам «Города профессий» проходят во всех дивизионах компании, кроме того, профориентаторы компании тесно сотрудничают с муниципальными учреждениями: сферой образования, культуры, молодежной политики. Уроки легко адаптируются как на широкую аудиторию, так и на небольшой коллектив – класс, творческое объединение, спортивную секцию и т. д. В частности, в Норильске с начала этого года на оффлайн-уроках по мотивам «Города профессий» задействовано более 3000 учащихся 9–11х классов. Базой для проведения мероприятий стали предприятия компании, школы, библиотеки, технические лаборатории, молодежные центры.

8Профориентационные уроки для учащихся по мотивам портала «Город профессий»

Ранняя профориентация «Норникеля» – это, безусловно, системный подход, главным критерием которого является выбор успешной карьерной траектории для ребенка в максимально комфортной для него среде. Чем раньше ребенок познакомится с компанией, узнает об интересующей его специфике деятельности, познакомится с «живыми» специалистами, а также примет участие в корпоративной культуре, тем выше шансы компании обрести заинтересованного в развитии и инновации сотрудника, и тем больше возможностей у участников таких программ выбрать не работу, а дело жизни.

Back to top