Современный горный инженер. Горняк – это призвание!

Современный горный инженер. Горняк – это призвание!

PitalevИ.А. Пыталев,
профессор, доктор технических наук, директор Института горного дела и транспорта МГТУ им. Г.И. Носова, действительный член Академии горных наук

MazhitovА.М. Мажитов,
доцент, кандидат технических наук, заведующий кафедрой горных машин и транспортнотехнологических комплексов Института горного дела и транспорта МГТУ им. Г.И. Носова, действительный член Академии горных наук

YashkinaВ.В. Якшина,
горный инженер, начальник отдела открытых горных работ НИИ Комплексного освоения георесурсов МГТУ им. Г.И. Носова, адъюнкт Академии горных наук

 


 Что вы представляете, когда слышите такие слова – шахтер, горняк, горный инженер?..
Как говорил Лев Александрович Пучков, ректор Московского государственного горного университета, «Горный инженер – национальное достояние России». И это не просто слова, в которых кто-то услышит звонкий лозунг, а это глубокая и справедливая мысль. Но обо всем по порядку.
Горный инженер (горняк) – это неисчерпаемый источник творческой мысли. В основе его подготовки лежат принципы развития творческих способностей и инженерного мышления. Горный инженер – это творец, созидатель. Все, что создано природой, всегда уникально, всегда индивидуально. В природе не найдете ни абсолютно одинаковых снежинок, ни одинаковых камней. Даже технологии, применяемые ювелиром при огранке алмазов, не позволят получить точь-в-точь одинаковые бриллианты. Так же и люди все уникальны, в особенности горные инженеры, поскольку объектом их профессиональной деятельности, хобби, а порой и всей жизни являются месторождения полезных ископаемых, уникальные по своей природе.

1
Уникальность месторождений характеризуется не только видами твердых полезных ископаемых, таких как золото, железо, алмазы, гранит, графит, уран и многие другие, но и их географическим местоположением, включающим бескрайние степи, непроходимые сопки, непролазные горы и прибрежные шельфы. Природа миллиарды лет формировала недра и запасы в них полезных ископаемых, как величайший художник создает шедевр в течение всей своей жизни. И теперь горный инженер, как тот самый художник, должен и обязан придумать гениальное решение, позволяющее получить доступ к несметным богатствам недр. Задача горного инженера – сделать это «красиво» – экологически безопасно и максимально эффективно, не нарушая общей целостности картины, создаваемой такое продолжительное время. И каждый горный инженер имеет свой индивидуальный подход на основе профессиональных знаний, полученных в университете. Уникальность каждого месторождения предполагает от горного инженера генерацию решений по освоению богатств недр, ставящих его по результатам деятельности наравне с художником. И теперь вопрос – не художник ли он? Не творец?

2
Ответ на этот вопрос раскрывается через трудовую деятельность горного инженера, которая неотъемлемо связана с особыми условиями, решаемыми трудностями и сложно предсказуемыми последствиями. Горный инженер – это не только принадлежность к важнейшей, ключевой во все времена для нашей страны отрасли, но и исключительное право ведения горных работ, что не имеют инженеры других, не менее важных, отраслей промышленности. Высокая ответственность горного инженера за жизнь тех, кем он руководит, а также состояние месторождений и природы для будущих поколений накладывает определенный отпечаток на характере – закаляет его.
Наверняка вы слышали о «горняцком духе». Такая сила характера, сплоченность, ответственность за себя и других присуща только инженерам-горнякам. У нас даже есть своего рода клятва, основными постулатами которой являются: быть достойным своей профессии, уважать труд своих товарищей и всегда быть готовым протянуть им руку помощи. Но, самое главное, честно трудиться на благо отрасли, общества и всей страны.
Горным инженером не рождаются, горным инженером становятся в процессе обучения в университете, а интерес к профессии зарождается еще в школе. Огромная роль в создании Магнитогорской школы горных инженеров принадлежит профессорско-преподавательскому составу Института горного дела и транспорта МГТУ им. Г.И. Носова. Наш коллектив объединен единой профессиональной целью – развитием горного дела в России. Горняки-профессора, преподаватели и студенты принимают участие в научно-исследовательской работе по заявкам горнодобывающих предприятий, этим обеспечивая тесную научно-производственную связь с ними. Сам директор Института совместно с его заместителями и студентами принимает непосредственное участие в решении производственных задач.

3
Магнитогорских горняков всегда отличал высокий уровень практической подготовки, причем в условиях реального производства, что очень положительно сказывается на востребованности выпускников и последующем профессиональном росте. Следует отметить, что погружение в профессию в Институте начинается еще со школы. Проводимые олимпиады по геологии и геодезии, инженерному и техническому творчеству, тематические квесты, мастер-классы и лекции ведущих сотрудников Научно-исследовательского института комплексного освоения георесурсов и собственного Геологического музея, созданных на базе Института, позволяют ребятам погрузиться в реальный мир современного горного инженера, почувствовать свою причастность к горной науке и горному сообществу. Блеск в глазах ребят придает уверенности и заряжает позитивом сотрудников Института в том, что горная отрасль пополниться творческими, уверенными в своем деле, трудолюбивыми и профессиональными специалистами – настоящими горными инженерами. Практическая подготовка горняков Магнитогорской школы нацелена на решение основной задачи – быстрой адаптации к уникальным горно-геологическим условиям каждого месторождения для повышения экологической безопасности и эффективности. Именно такие навыки востребованы у собственников горнодобывающего бизнеса, дефицит которых они компенсируют высокооплачиваемыми контрактами.

4
Институт поставил себе задачу – вернуть незаслуженно потерянное уважение к профессии горного инженера с учетом «новых вызовов». В реалиях современного производства горняк несет особую идею – это творческое воплощение в жизнь научно обоснованных технических решений. То есть современный горняк должен быть всесторонне развит, иметь, кроме творческих умений, еще и множество разнопрофильных навыков и способностей. Отрадно понимать, что, несмотря на прошедшие реформы в системе образования, горняки отстояли свое право оставить подготовку по специалитету в традиционном формате, не переходя на многоуровневую систему, и по окончании университета присваивать квалификацию горного инженера. И это очень радует и вызывает гордость за горное сообщество! Ведь подготовить высококлассного специалиста, каким является горный инженер, востребованного в отрасли, по иной системе не представляется возможным. Кроме того, современные условия диктуют необходимость становиться специалистом широкого профиля.
И это еще отмечал Жюль Верн в «Таинственном острове». Позвольте несколько строк из романа: «Одним из выдающихся среди них был инженер по имени Сайрес Смит. Сайрес Смит, уроженец Массачусетса, был и первоклассным ученым … Сайрес Смит был одним из тех инженеров, которые в начале своей карьеры сами работали киркой или молотом … Человек мысли и действия, он работал без напряжения, полный жизненной силы и неослабной настойчивости, не отступающий ни перед чем».

5
Как отметил один из выдающихся выпускников Института: «... инженер это тот, кто в пустыне при наличии палки из песка может построить город…». В настоящее время горный инженер имеет более глубокие и всесторонние знания. Это специалист, умеющий смотреть далеко вперед и нацеленный на развитие себя, общества и страны. То есть горный инженер сегодня – это не только добыча полезных ископаемых, как сложилось в понимании обывателей. Как сказал Юрий Николаевич Малышев, президент Академии горных наук: «Как много можно сделать на любом участке жизненного поля, если иметь жажду ценных для людей результатов, постоянно учиться у талантливых учителей и формировать коллективы единомышленников-сподвижников».
В Институте готовится современный настоящий горный инженер, в том числе с привлечением к научно-исследовательской работе заинтересованных студентов. Это формирует инновационные навыки и способность работать в команде. И это могут обеспечить только активно работающие исследователи. Для поддержания творческого тонуса, реализации своих способностей и полученных навыков студенты ежегодно участвуют в Международном инженерном чемпионате «CASE-IN», который позволяет показать эрудицию при поиске оригинальных решений поставленной задачи и сделать ряд шагов к реализации эффективных решений. Это позволило команде Института горного дела и транспорта стать победителями в 2019 году.

6
Результаты научно-исследовательских работ, как преподавателей, так и студентов, ежегодно докладываются и обсуждаются на постоянно проводимых на территории Челябинской области научно-практических семинарах по актуальным темам горной науки и конференциях, в том числе «Комбинированная геотехнология» и, на базе АО «ЮжУралЗолото. Группа компаний» совместно с Институтом проблем комплексного освоения недр Российской академии наук, конференции «Золото. Полиметаллы. XXI век», участие в которых принимают самые известные и признанные ученые и инженеры из Австралии, Чили, Перу, Германии, Великобритании, Казахстана, Киргизии и России. Горный инженер – это сплав инженерного мышления, нравственной культуры и жизненной бодрости. Институт горного дела и транспорта способствует развитию всех граней полноценной личности горного инженера, организуя, многим может показаться не связанные с профессией, спортивно-массовую и культурную жизни студентов. Регулярно проводимые спортивные мероприятия способствуют укреплению отношений среди студентов всех курсов, формируя профессионально-дружественные связи на многие годы. Горное дело не имеет «государственных границ» и способствует укреплению международных и межнациональных связей. В Институте обучается более восьмидесяти иностранных студентов из ближнего зарубежья (Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Белоруссии) и дальнего, в том числе Кипра. Футбол, настольный теннис, волейбол, лыжные гонки, шахматы и шашки – это далеко не все направления, в которых студенты могут проявить себя в свободное от учебы время в стенах Института и учреждениях города Магнитогорска. В этом всем формируется и закаляется наш великий и могучий «горняцкий дух»!
И в качестве заключения. Деятельность горного инженера совпадает с простой задачей жизни каждого человека – это созидать и творить, только в масштабах отрасли, общества и страны.

Back to top