№ 3 (21) / 2025

А.А. Ильченко, старший преподаватель кафедры геоэкологии РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

Н.Е. Лобжанидзе, заместитель заведующего кафедрой геоэкологии РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, к. п. н., доцент
Более десяти лет студенты кафедры геоэкологии РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина осуществляют выездные учебные практики в УПЦ «Залучье», что позволяет интегрировать теоретические знания с практическими навыками. Цель данного мероприятия заключается в формировании профессиональных компетенций, необходимых для реализации исследовательских и полевых работ в сферах геоэкологии, управления природопользованием и охраны окружающей среды. Студенты осваивают инструментальные и экспериментальные методы, используемые для изучения состояния экосистем, а также развивают практические навыки геоэкологического мониторинга состояния компонентов окружающей среды, включая применение методов ГИС.
УПЦ «Залучье» представляет собой идеальное пространство для раскрытия экологического баланса, единения с природой и формирования необходимых профессиональных компетенций в области геоэкологии (рис. 1).
Рис. 1. УПЦ «Залучье», Тверская область
Регион, характеризующийся смешанными лесами и южной тайгой, предоставляет уникальные возможности для изучения физико-географических особенностей разных природных зон, а также различных экосистемных взаимодействий. В этом живописном и экологически разнообразном месте студенты не только закрепляют теоретические знания, но и получают практические навыки, которые необходимы для успешной работы в сфере охраны окружающей среды. Полевые исследования обогащают их опыт, развивают критическое мышление и способствуют формированию ответственного отношения к природе.
Программа учебной практики ежегодно подлежит редактированию и доработке с целью учета новых научных достижений и современных вызовов в области геоэкологии. В ходе данного образовательного процесса студенты имеют возможность в сжатые сроки освоить широкий спектр методов оценки окружающей среды.
Одним из ключевых направлений в программе практики является формирование компетенций в области отбора проб воды и почвы, что является критически важным этапом для последующих лабораторных исследований и оценки качества природных компонентов экосистем. Данная деятельность способствует не только накоплению практических навыков работы с методами анализа, но и углубляет понимание процессов, происходящих в экосистемах, а также их взаимосвязей.
Немаловажным этапом направления практики становится изучение почвенного профиля, в рамках которого студенты обучаются техникам копания шурфов и проводят их детальное описание. Данный процесс отличается высокой информативностью, поскольку почвенный профиль позволяет оценить вертикальную структуру и многослойность почвы, а также выявить ее физико-химические параметры (рис. 2).
Рис. 2. Описание почвенного шурфа
К числу освоенных методик также относятся инструментальные и экспериментальные подходы к исследованию экосистем, которые требуют от студентов аккуратности и внимательности. Проведение батиметрических исследований, направленных на изучение рельефа дна водоемов, служит дополнительным инструментом для получения полноценной информации о состоянии водных экосистем и тенденциях их изменения (рис. 3).
Рис. 3. Проведение батиметрических исследований
В рамках учебной практики особое внимание уделяется методам биоиндикации, что позволяет студентам развивать навыки оценки состояния экосистем с помощью биологических индикаторов. Одним из практических упражнений является описание муравейников, которое служит важным инструментом для анализа биоценозов и экологического статуса местности (рис. 4). Исследование муравейников позволяет оценить разнообразие и численность муравьиных сообществ, что является индикатором здоровья экосистемы, а также свидетельствует о степени воздействия антропогенных факторов на биоту.
Рис. 4. Описание и инвентаризация муравейника по методике Н.Г. Дьяченко и А.А. Захарова
Дополнив свой арсенал методов, обучающиеся применяют индекс Шеннона для оценки видового разнообразия растительных сообществ (рис. 5). Метод Шеннона служит количественным показателем разнообразия, учитывающим как количество видов, так и их долю в общей биомассе. Внедрение этого метода в практику дает студентам возможность не только осознать важность биоразнообразия, но и развить элективные навыки анализа экосистем, основанные на статистических подхода.
Рис. 5. Оценка видового разнообразия по индексу Шеннона
Особое внимание в ходе практики уделяется изучению методов геоэкологического мониторинга, который представляет собой ключевой элемент в современном экологическом анализе и охране окружающей среды. В условиях нарастающих антропогенных воздействий и изменений климата регулярный мониторинг состояния геосистем становится необходимостью для разработки стратегий устойчивого управления природными ресурсами. Студенты закрепляют профессиональные навыки в создании карт с использованием специализированных геоинформационных систем (ГИС). Это позволяет им эффективно визуализировать пространственные данные и выявлять закономерности в распределении экологических показателей, таких как качество воды, состояние растительности и уровень загрязнения почвы. Дополнительно студенты знакомятся с практическим применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в области геоэкологических исследований. БПЛА представляют собой мощный инструмент, обеспечивающий сбор высококачественных данных о состоянии экосистем с большой высоты и с высокой частотой.
Защита отчета по практике представляет собой долгожданный и ключевой момент в образовательном процессе студентов, позволяя им продемонстрировать результаты своих трудов и усвоенных компетенций. В традиционно дружественной атмосфере студенты представляют свои результаты в виде отчетов и презентаций, визуализируя данные и выводы, что способствует обмену впечатлениями о полевой практике (рис. 6). Преподаватели выражают радость и поддержку, отмечая значимые достижения студентов и вклад, который они внесли в изучение методов геоэкологического мониторинга. Обратная связь от преподавателей играет важную роль, способствуя осознанию сильных и слабых сторон выполненной работы, а также намечая направления для дальнейшего роста и профессионального развития. Таким образом, защита отчетов становится не только формальным подведением итогов, но и значимым шагом на пути к становлению квалифицированного специалиста в области экологических наук, вдохновляя студентов на активное участие в научно-исследовательской деятельности и охране окружающей среды.
Рис. 6. Зашита отчета по полевой практике
В завершение данного периода учебной практики можно с уверенностью отметить, что усилия, приложенные студентами, были направлены на глубокое освоение геоэкологических методик, что соответствует современным требованиям к профессиональным компетенциям в области охраны окружающей среды. Полученный опыт в полевых условиях, освоение методов мониторинга и анализа экосистем, а также применение современных технологий значительно расширили знания и навыки студентов и подготовили их к дальнейшей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Братков В.В. Геоэкология: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экологическим специальностям. – М. : Высш. шк., 2006. – 270 с.
2. Лобжанидзе Н.Е. Практикум по курсу «Охрана окружающей среды». – М. : Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, 2022. – 44 с.
3. Мишвелов Е.Г., Овдиенко Н.И. Словарь наиболее употребляемых в экологии и природопользовании терминов и понятий. Ставрополь: СГУ, КЭБЦ, 2002. – 92 с.
4. Опарин Р.В. Ботаника: методика проведения полевой практики : учебное пособие для вузов. – М. : Издательство Юрайт, 2025. – 100 с. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/557599 (дата обращения: 29.07.2025).
5. Соколов А.С. Методы геоэкологических исследований : методологические основы и классификация геоэкологических исследований : практическое пособие. Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2018. – 47 с.

