Исаакиевский собор в годы блокады Ленинграда

Исаакиевский собор в годы блокады Ленинграда

№ 3 (21) / 2025

Ban

Shik

Е.Е. Шикирюк, студент гр. ПГС-22 Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II


Podol

С.И. Подольский, доцент кафедры истории Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II, к. и. н.


В этом году исполняется 80 лет Победе в Великой Отечественной войне. В связи с этим нашу статью мы хотели бы посвятить такому крупному памятнику архитектуры в годы блокады, как Исаакиевскому собору.

История создания Исаакиевского собора очень интересна. Приведем один выразительный факт. В соборе «ангелы, пророки, евангелисты изготовлены по технологии гальванопластики», разработанной главнозаведующим Института корпуса горных инженеров принцем Максимилианом Лейхтенбергским и его другом академиком Б.С. Якоби.

В то же время Исаакиевский собор является одним из самых ценных памятников архитектуры города, пострадавших во время Великой Отечественной войны. Сохранение его как музея и монументального здания стало важнейшей государственной задачей. Было принято решение вывозить за Урал культурные ценности из городских музеев. В июле 1941 г. началась эвакуация шедевров Исаакиевского собора (Государственного антирелигиозного музея, как он назывался в 1931–1948 гг.). В первую очередь перевезли чертежи XIX века, бюст Огюста Монферрана, сделанный из нескольких видов мрамора, некоторые картины и экспонаты из благородных металлов. Всего было вывезено 13 ящиков, около 800 экспонатов. Оставшиеся полотна, книги и скульптуры было решено поместить в подвальное помещение.

15 июля 1941 г. было создано Объединенное хозяйство музеев (ОХМ), по решению которого в Исаакиевский собор стали перевозить ценности из Музея истории и развития Ленинграда, Летнего дворца и других пригородных музеев. Все помещения были наполнены ящиками, в которых хранилось около 120 тысяч музейных экспонатов. За их сохранность отвечали музейные работники, которые все это время были вынуждены жить в здании собора. В их числе директор ОХМ Евдокия Игнатьевна Лединкина, главный хранитель Серафима Николаевна Балаева и их коллеги: Н.У. Малеин, Н.Ф. Мордыко, Е.Н. Элькин и другие. В их задачи входили учет и обеспечение условий хранения музейных единиц.

В кратчайшие сроки были созданы минимальные условия для жизни: обустроены жилые комнаты в подвале и поставлены нары, в нем было отопление и освещение, которое в феврале 1942 г. пропало. Люди были вынуждены голодать, им, как служащим, было положено 125 грамм хлеба. В связи с продовольственным кризисом весной 1942 г. было принято решение выращивать овощи на территории собора. Толстые стены уже не спасали в морозы. В 1942 г. лопнули водопроводные трубы, и в подвале образовалась сырость. Воду необходимо было откачивать, на это уходило много сил. В первую зиму погибли 20 работников музея. Для остальных был создан специальный стационар, так как они тоже были на грани истощения. Показатели влажности и температуры ежедневно фиксировались сотрудниками музея в целях обеспечения сохранности музейных фондов. Но экспонаты необходимо было оберегать от толчков и вибрации при обстреле. Металлические экспонаты приходилось спасать от коррозии. С наступлением лета работники ОХМ занялись вопросом восстановления артефактов после суровых условий хранения в течение зимы. Экспонаты было необходимо просушить. Между колонн южного портика на веревках сушили полотна, ковры и книги. Во время тревоги и обстрела все экстренно заносили в здание, являющееся крепостью для сотрудников ОХМ и музейных фондов.

Так как теперь все ценнейшие экспонаты пригородных музеев были собраны в здании Исаакиевского собора, то важным вопросом стало сохранение его целостности и внешнего облика. Здание действительно напоминает крепость: стены толщиной 5 м, перекрытия – 6 м. Основной ценностью являлся позолоченный купол, который было необходимо сохранить. Из воспоминаний военного альпиниста Боброва Михаила Михайловича известно, что противник использовал собор как ориентир при обстрелах. В своей книге «Записки военного альпиниста. От ленинградских шпилей до вершин Кавказа» он пишет о том, что у немецких артиллеристов были найдены фотопанорамы города, на которых красными и синими стрелками были отмечены расстояния до бликующих доминант (шпиля Адмиралтейства, купола Исаакиевского собора, Петропавловской крепости и других). Шпили и купола были своего рода артиллерийскими привязками, благодаря которым фашисты вели точный прицельный огонь по объектам. Очевидно, что нужно было срочно спрятать от врага все доминанты города.

Этим вопросом занялся начальник управления культуры Б.И. Загурский, он собрал экстренное совещание. Пути решения этой задачи предлагались разные, в том числе: разобрать купола и шпили города, построить леса и закрыть ими вершины города, использовать аэростаты воздушного заграждения. Все идеи оказались непрактичны, за исключением предложения молодого архитектора Натальи Михайловны Уствольской. Она предложила замаскировать купол собора и другие доминанты города. Найти добровольцев-альпинистов было непросто, т. к. многие из них уже были на фронте. Уствольская со своей подругой Ольгой Фирсовой искали альпинистов в добровольной спортивной секции «Искусство». Так они нашли Алю Пригожеву и Алоиза Зембу, который в свою очередь нашел Боброва. Они стали командой маскировщиков.

М.М. Бобров вел дневник, в котором описал характер работы по маскировке. Приведем выразительный отрывок за 16 сентября 1941 г.: «Нашу четверку – Олю, Алю, Алоиза и меня – вызвали на совещание в Управление культуры Ленгорисполкома к его начальнику Б.И. Загурскому… Здесь были представители штаба Ленфронта, МПВО, Архитектурно-планировочного управления и Инспекции охраны памятников. После нескольких вступительных слов главный архитектор города Н.В. Баранов сообщил, что нам хотят поручить выполнение особо важного задания – приступить к маскировке высотных объектов, позолота которых выдавала врагу наш любимый город. Беседа с нами продолжалась около часа. Мы приняли предложение о маскировке и составили перечень материалов, инвентаря, необходимых для производства работ. Нашу бригаду верхолазов подчинили начальнику Инспекции по охране памятников Н.Н. Белехову, обаятельному человеку, сразу располагающему к себе…».

По решению инженера Л.А. Жуковского и архитекторов города купол Исаакиевского собора планировалось покрыть шаровой масляной краской, которой красят военные корабли (шпиль Петропавловского собора покрыли ею же). 11 июля 1941 г. купол и четыре звонницы уже были покрыты защитной серой краской, красили несколько человек со всех сторон, спускаясь сверху по куполу на веревках, закрепленных за перила у верхнего фонарика. Благодаря методике Алоиза Зембы с этой задачей удалось справиться за неделю. Исаакиевский собор был замаскирован одним из первых среди памятников архитектуры Ленинграда.

Помимо окрашивания купола, работники также заложили оконные проемы кирпичом и организовали на крыше посты противовоздушных войск. Разрывавшиеся поблизости снаряды и случайные попадания вражеских артобстрелов наносили ущерб архитектуре собора. Заметны были повреждения мраморной облицовки и гранитной колоннады, стен и колонн, пробитая кровля. Так, на колоннаде западного портика отчетливо видно повреждение, описанное на памятной табличке рядом: «Это следы одного из 148 478 снарядов, выпущенных фашистами по Ленинграду в 1941–44 гг.».

Таким образом, во времена Великой Отечественной войны основной задачей в сфере культуры стало обеспечение сохранности экспонатов музейных фондов в ОХМ и сохранение целостности облика культурной столицы. Даже голод и холод не могли погубить в музейных работниках и членах их семей дух, чувство ответственности за культурные ценности. Благодаря их усилиям мы сейчас можем наслаждаться монументальной архитектурой улиц Санкт-Петербурга.


Список литературы

1. Бобров М.М. Записки военного альпиниста. От ленинградских шпилей до вершин Кавказа. 1941-1945. СПб. : Центрполиграф, 2015. – 160 с.

2. Во главе Горного института. Директора учебного заведения (1773-1918) / Афанасьев В.Г., Волошинова И.В., Друзин М.В., Лейберов А.И., Микешин М.И., Мокеев А.Б., Подольский С.И., Позина Л.Т., Рудник С.Н., Шайдуров В.Н. СПб. : Санкт-Петербургский Горный университет, 2017. – 240 с.

3. Голованова А.В., Мудров Ю.В. Исаакиевский собор. Символ города, не сломленный блокадой // Вестник. Зодчий. 21 век. 2020. № 1 (74). С. 14-23.

4. Исаакиевский собор в годы Великой Отечественной войны. К 75-летию Великой Победы / авт. Медвинский Д.Ю., ред. Мудров Ю.В. СПб. : 2020. – 18 с.

5. Любезников О.А. Архитекторы-исследователи и проблема преемственности в деле архитектурной реставрации в Ленинграде 1920-х-1940-х гг. Часть I // Клио. 2020. № 9 (165). С. 124-138.

6. Любезников О.А. Архитекторы-исследователи и проблема преемственности в деле архитектурной реставрации в Ленинграде 1920-х-1940-х гг. Часть II // Клио. 2020. № 10 (1966). С. 93-103.

7. Рудник С.Н., Афанасьев В.Г., Самыловская Е.А. 250 лет на службе Отечеству: Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II в цифрах и фактах // Записки Горного института. 2023. Т. 263. С. 810-830. EDN: VGZYMM.

Back to top