От детского увлечения до серьезной профессии

От детского увлечения до серьезной профессии

№ 4 (22) / 2025

Astah

Кирилл Астахов, выпускник Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе


В детстве я был очень любознательным. Листал энциклопедии, был в восторге от машин и поездов, как губка впитывал факты про окружающий мир. Мне было интересно практически все. И одним из таких интересов стала геология. Ею увлекся в 6 лет. Тогда в киосках начали продаваться журналы про минералы с самоцветом в комплекте. Во мне это разожгло интерес, и я начал собирать коллекцию. Постепенно начал ездить по всевозможным выставкам в поисках новых образцов, а также выезжал в небольшие путешествия за камнем по Подмосковью.


Во время просмотра детских книг и энциклопедий про минералы во мне пробудилось желание посетить культовые геологические места России и мира. Хотелось не просто собирать коллекцию, а побывать на тех месторождениях, где и были добыты мои экспонаты. Больше всего я был зачарован находками самоцветов на Урале и очень хотел сам отыскать что-то стоящее.

Мое увлечение минералами росло с каждым годом. И осенью 2013 г., когда я только пошел в 5 класс, мои родители узнали про Клуб юных геологов при Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского РАН, который тогда именовался «Демидовская кафедра». Услышав, что там несколько раз в неделю проводятся занятия, на которых таким же, как и я, заинтересованным в геологии ребятам рассказывают про эту науку, читают лекции и, что самое интересное, возят в поездки по всей России (и, как оказалось позже, не только по России), я, ни на секунду не сомневаясь, захотел туда вступить.

На первом же занятии я влился в учебный процесс, познакомился и подружился с ребятами. С преподавателями у меня также сложились хорошие взаимоотношения – они были очень открытыми, готовы были помочь и подсказать. Занятия проходили по вечерам два раза в неделю. Кружок располагался под основной экспозицией музея и включал в себя несколько кабинетов и большой зал с мягким полом (там проходили занятия по туризму). В кабинетах было много оборудования, были даже современные микроскопы – я всегда мечтал увидеть минералы под увеличением.

Приходя из школы, я делал домашнее задание и отправлялся в музей. Поскольку живу в Люберцах, то дорога была долгая и утомительная, но я, полный желания изучать геологию, всегда находил в себе силы совершать такой длинный путь. Ведь занятия и впрямь были интересные и разноплановые. Нам рассказывали про строение Земли, про разнообразие минералов и условия их происхождения, про полезные ископаемые, их добычу и применение, про доисторическую флору и фауну, про химию. Особенно хочется отметить вклад Светланы Кирилловны Пухонто. Ее лекции по геологии позволили мне узнать и запомнить много нового. Сопровождались лекции демонстрацией образцов горных пород и минералов, а также походами в тематические отделы музея для закрепления полученных знаний. Помню, как мы с мальчишками пытались выковыривать из находящегося в экспозиции огромного образца малахита монетки, заброшенные посетителями в полости «на удачу».

Рис. 1. Подготовка к первому полевому выездуРис. 1. Подготовка к первому полевому выезду

Осенью и весной у нас были запланированы геологические выезды в пределах Москвы и Подмосковья, ставшие для меня «боевым крещением». В первую поездку, на рубеже октября и ноября, я собрался основательно (рис. 1). Путь наш лежал в Битцевский парк – на ручей, в котором были найдены окаменелые останки брахиопод и морских лилий. Также попадались щетки и полости в кремне, усыпанные кристаллами мелкого кварца. В порыве азарта я набрал полный рюкзак находок. Увлекшись поисками, некоторые участники (в том числе и я) промочили ноги (рис. 2). Приходилось делать перерывы – отогреваться горячим чаем и бутербродами.

Рис. 2. Поиски образцов вдоль русла р. ЧертановкиРис. 2. Поиски образцов вдоль русла р. Чертановки

Помимо геологии, нас обучали азам туризма. Эти занятия вел Вячеслав Хотченков, он обучал нас, как ставить палатку, вязать узлы, оказывать первую помощь. Это были очень полезные навыки, которые мы применяли в последующих походах (рис. 3). Также проходили общеобразовательные уроки английского и китайского языков. Если английский я начал изучать еще до школы и знал его на довольно хорошем уровне, то вот изучение китайского было для меня в новинку и очень пригодилось в дальнейшем.

Рис. 3. Закрепление походных навыков на выезде в КалистовоРис. 3. Закрепление походных навыков на выезде в Калистово

В феврале нам впервые представилась возможность проверить свои знания, полученные в ходе занятий. Мы приняли участие в Московской открытой олимпиаде школьников по геологии, проводившейся в МГУ. Это было очень интересно. Олимпиада длилась два дня, и всего было два тура. В первый день проходила игра «Что? Где? Когда?», после которой начинался письменный тур – надо было дать ответ на 5 из 10 вопросов. Во втором туре необходимо было пройти 5 тематических кабинетов и устно отвечать на вопросы экзаменаторов (рис. 4).

Рис. 4. Выполнение заданий на Московской открытой олимпиаде школьников в МГУРис. 4. Выполнение заданий на Московской открытой олимпиаде школьников в МГУ

После второго тура на шестом этаже главного здания МГУ организовали несколько столов, за которыми происходил обмен минералов и окаменелостей. Я был вне себя от счастья и очень серьезно пополнил тогда свою коллекцию, а также обменял несколько образцов на более интересные у других участников. Многие наши ребята отличились, заняли призовые места, я же, в свою очередь, набрал наивысшее количество баллов среди обучающихся кружка. За успешное выступление на олимпиаде музей наградил всю команду походным котелком. В дальнейшем я еще неоднократно участвовал в этой олимпиаде, в сумме – 7 раз!

За высокие успехи наиболее отличившихся на олимпиаде ребят по инициативе академика Малышева Ю.Н., который был на тот момент директором музея, решили наградить самым замечательным образом – подарить поездку в Китай. Так, благодаря моему кружку, я оказался в столице Поднебесной – Пекине. Это была моя первая поездка за границу. Я еще никогда не получал столько впечатлений! За неделю мы побывали на Великой Китайской стене (рис. 5), посетили Храм Неба, побывали в институте, сотрудничавшем с музеем, изучили экспозицию Пекинского геологического музея и научились лепить китайские пельмени! Посетили музей шелка, прошлись по главным пешеходным улицам Пекина, были в зоопарке и дельфинарии. Именно тогда я впервые побывал в настоящей карстовой пещере Ши Хуа. Она была поистине величественной. От пола до свода было метров 15–20. С потолка свисали огромные сталактиты. На протяжении всей тропы было много источников света, которые дополняли необыкновенную атмосферу пещеры. В перерывах между экскурсиями нам проводили уроки китайского и рассказывали о геологии. И любое мероприятие обязательно сопровождалось чаепитием. В той поездке я узнал очень много о культуре Китая и о геологии региона. А вернувшись домой, даже подготовил доклад о своей поездке и выступал с ним в школе.

Рис. 5. На экскурсии по Великой Китайской стенеРис. 5. На экскурсии по Великой Китайской стене

Второй выезд состоялся уже в середине весны в парк Коломенское. Мы отправились за окаменелостями юрского периода. Осложняло поиски то, что фауна находилась в черной глине, из-за чего многие ребята через некоторое время изрядно испачкались. Не всем посчастливилось обрести находку в тот день, однако я сумел все-таки отыскать несколько обломков раковин и отпечатков аммонитов (рис. 6). Следует упомянуть, что в этих выездах с нами был Сергей Владимирович Наугольных. Он помогал с определением находок и крайне интересно рассказывал про историю геологического развития Москвы и Подмосковья.

Рис. 6. Изучение палеонтологических находок на выезде в парк КоломенскоеРис. 6. Изучение палеонтологических находок на выезде в парк Коломенское

В самом конце весны кружок поехал в город Раменское. Там мы изучали выходы мезозойских отложений вокруг городского озера. Особенно удачливым попадались фрагменты аммонитов и белемнитов, обломки двустворок. Раскалывая кремни и кварциты, мы встречали фрагменты морских лилий. Мне в тот день особенно повезло: я нашел большую жеоду кварца – полость в камне, заполненную кристаллами. Но были находки не только геологического характера. Периодически кому-то попадался глиняный черепок – обломок древнего сосуда, свидетельствующий о нахождении рядом с озером древней стоянки человека. И, конечно же, какая весна может быть без шашлыков?! Тем более на днях у меня был день рождения, который там и отметили. Мы развели костер, приготовили чай, жарили сосиски и праздничный шашлык и болтали с ребятами обо всем на свете.

К концу учебного года мы уже твердо знали основы геологии. Многие из моих товарищей по кружку уже начали задумываться о том, чтобы связать жизнь с этой специальностью. И кульминацией нашего обучения стало награждение в Белом зале Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН нас, выпускников Демидовской кафедры, званием юного геолога с вручением диплома, жилетки с эмблемой кафедры и очень красивого нагрудного знака (рис. 7), который я до сих пор надеваю на важные мероприятия как дань памяти людям и музею, с которых и началась моя геологическая летопись.

Рис. 7. После посвящения в юные геологиРис. 7. После посвящения в юные геологи

В последующие годы я продолжил изучать геологию и в других школьных геологических организациях: обучался в Клубе юных геологов МосГео «Очаровательные Ежики», а также закончил с отличием Геологическую школу МГУ. Но именно тогда, будучи обучающимся Демидовской кафедры, я решил связать свою жизнь с геологией. И поэтому по окончании школы, в 2020 г., я поступил в Московский государственный геологоразведочный институт имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) на направление «Прикладная геология».

Рис. 8. На геологических изысканияхРис. 8. На геологических изысканиях

Помимо учебных практик, мне удалось побывать и на производственных – полноценной работе. Первой такой оказалась практика в Приморском крае на месторождении золота Малиновское. Со мной было еще несколько студентов, некоторые из них были моими одногруппниками. Мы ходили в поисковые маршруты (рис. 8), искали рудные свалы, промывали в лотках грунт (рис. 9), чтобы отобрать шлиховую пробу, описывали канавы. И каждый день после работы я ходил в баню. Меня крайне удивила природа тех мест. Представьте смесь тайги и джунглей: густой хвойный лес, опутанный лианами, а под ним папоротники высотой по грудь и всевозможный кустарник. Периодически шли тайфуны, влекшие за собой разлив реки и разрушение мостов и дамб. Однажды, после очередного тайфуна, в одном месте размыло плотину, и вода пошла прямо по главной улице нашей базы. Удивительно было наблюдать с утра под крыльцом бытовки реку. В Приморье я работал три месяца – с июня по сентябрь. Можно сказать, я впервые тогда именно что поработал геологом. И мне сопутствовала удача – при проведении шлихового опробования в моем лотке нередко оказывался золотой песок и даже небольшие самородки! Да, эта работа была сложной, но в ней было что-то, что сумело меня завлечь (рис. 10).

Рис. 9. На промывке грунтаРис. 9. На промывке грунта

Преддипломную практику я проходил на Чукотке в компании «ИГТ-Сервис». Суровость природы тех краев произвела на меня сильное впечатление. Погода менялась буквально за минуту. В долинах рек все еще лежал снег, а под периодически выходившим солнцем можно было обгореть (что со мной и случилось). В том поле я впервые встретился с медведем, практически нос к носу. Благо медведи в тех местах были порядочные – старались избегать встречи с человеком. А еще были евражки-воровайки, любившие стащить к себе в нору все: от конфеты до губки для мытья посуды. В тех местах было невероятное ощущение того, что ты находишься на краю света, а вокруг тебя на десятки или даже сотни километров нет ни единого человека. Хотелось просто созерцать невероятную красоту природы тех мест, величественные виды на бесконечные гряды сопок – остатки вулканических дуг, поросшие мхом и низкорослым кедровником, слушать звенящую тишину и свист ветра на перевале (рис. 10). Хочу отдельно выразить благодарность Петру Леонидовичу Тихомирову – начальнику нашего отряда. Его лекции про геологию региона были чрезвычайно информативными и помогли мне не только понять особенности строения и формирования структур района, но и написать дипломную работу.

Рис. 10. Преддипломную практику я проходил на ЧукоткеРис. 10. Преддипломную практику я проходил на Чукотке

В этом году я защитил диплом, посвященный постановке оценочных работ на золото-меднопорфировое оруденение (рис. 11). Я стал настоящим специалистом-геологом, занимаюсь научно-методическим сопровождением геологоразведочных работ и специализируюсь на таких полезных ископаемых, как золото и медь.

Рис. 11. Дипломированный специалист МГРИРис. 11. Дипломированный специалист МГРИ

Кто знает, как бы сложилась моя жизнь, если бы я, очарованный миром минералов, не решил пойти 12 лет назад на Демидовскую кафедру. Быть может, та детская заинтересованность так и осталась бы простым увлечением? Однако сейчас я более чем уверен, что именно тогда я и выбрал свой путь. Но не только я стал геологом. Многие ребята, с которыми я вместе учился в Клубе, поступили в МГРИ, на геологический факультет МГУ, в РГУ нефти и газа им. И.В. Губкина. И во многом это заслуга прекрасных преподавателей Клуба юных геологов Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН.

Back to top