№ 4 (18) / 2024
С 5 по 26 ноября 2024 г. для учащихся образовательных учреждений проходили мероприятия проекта «Дети – детям», учреждённого Межвузовским академическим центром навигации по специальностям горно-геологического профиля им. академика Ю.Н. Малышева ГГМ РАН. Руководитель и автор проекта: А.В. Титова, зам. директора ГГМ РАН.
Проект уникален тем, что научно-исследовательские работы, мастер-классы, практические занятия, доклады готовят и представляют ребятам их сверстники – победители и призёры конкурсов, проводимых в течение этого года на площадке Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН. Подготовленные участниками проекта «Дети – детям 2024» материалы рассказывают о науке геологии, окружающем мире, свойствах минералов и горных пород и развитии горного дела.
Особо приятно отметить, что в проекте «Дети – детям» приняли участие ребята не только из регионов России, но и стран ближнего зарубежья. Проект ежегодно вызывает большой интерес у учащихся школ и педагогов. Мы получили большое количество отзывов о проекте.
«С большим интересом и желанием 2 «З» класс поучаствовал в проекте «Дети – детям». Более пристальное внимание ребята уделили проекту по 3D-моделированию «Уникальные экспонаты музея на твоей книжной полке» Короткова Елисея. Тема является востребованной и актуальной для современных детей. Проект Лисицина Владимира «Тайна куриного бога» о том, как увлечение геологией помогло разгадать тайны «дырявых камней», многих удивил, некоторые из ребят даже не видели такие камни, а кто-то видел, но не задумывался, как в камне появилась дыра.
Ребята получили большой заряд мотивации к занятию исследовательской деятельностью. Многие загорелись желанием выполнить подобные работы, стали более внимательно рассматривать встречающиеся на прогулке камни, искать в справочниках их названия. Будем учиться у лучших!» – 2 «З» класс ОАНО Школа «Ника», г. Москва.
«Большое спасибо за возможность интересно и ярко показать тему ученикам 6 и 7 классов на материалах участников проекта «Дети – детям». Видеоматериалы очень заинтересовали учеников и тронули их. Спасибо за методическую базу для учителей», – Крысанова О.А., учитель географии ГБОУ «Школа № 1358», г. Москва.
«…Перед просмотром предложенного фильма мы обсуждали с ребятами проектные работы, которые можно было бы реализовать в течение года. В качестве примера я предложила ознакомиться с тем, как другие ученики школ России демонстрируют свои навыки, знания, эрудицию. Наибольший отклик у ребят нашёл проект «Горное дело – от собирательства камней до автоматизации добычи руд» Пескова Фёдора, посвящённый горнодобывающей промышленности (с созданием макета шахты и модели старинных и современных устройств и механизмов, используемых шахтёрами), а также проект «Ракушечные станции метро» Иванова Лаврентия по исследованию окостеневших моллюсков в метро Москвы…», – Сивкина В.Н., учитель 4 «Ж» класса ОАНО Школа «Ника»,
г. Москва.
«Благодарим за увлекательно-познавательный проект «Дети – детям». Слушать научную информацию на языке, на котором говорят сами дети. Смотреть не на строгого дяденьку в пиджаке и галстуке, а видеть перед собой сверстника. И понимать, что ты можешь так же. А удивительно ещё и то, что у тебя рождаются другие вопросы, которые вдруг захотелось проверить, найти ответы. Так рождается новый проект. Наука детским языком, понятным и доступным самим детям – это выше всех похвал!» – ученики 3 «Д» класса ГБОУ «Школа № 717», г. Москва.
Участница «Дети – детям 2024» Друголева Ульяна подготовила видеопрезентацию проекта «Минералы Алтая. Организация выставки», в которой поделилась с ребятами своим опытом создания в школе геологической выставки на основе собранной в экспедициях коллекции, а также рассказала о минералах Алтая.
Участник Мазаев Иван представил свой проект «Побочные продукты строительства Московского метро: фосфоритовые конкреции». Из видеоролика ребята узнали о том, что могут рассказать палеонтологические находки на московском газоне о Московском метро и о полезных ископаемых московского региона.
«Я с интересом я посмотрел видеоматериалы сверстников. Все победители конкурсов вызывают у меня огромное уважение. Очень понравились мне образцы из коллекции Друголевой Ульяны. Я тоже собираю коллекцию минералов и горных пород, но моя коллекция намного скромнее. Спасибо за такую интересную работу», – Демидов Илья, учащийся объединения по интересам «Геологический» Центра творчества детей и молодёжи «Ювента» г. Светлогорска, Республика Беларусь.
«Наши ученики считают, что авторы научно-исследовательских проектов показали глубокое погружение в исследуемые проблемы и прекрасно донесли до них (своих сверстников) полученные результаты. Эмоциональный рассказ, отличные презентации, хорошее владение материалом. Было очень интересно! Материал оказался очень полезен в образовательных целях и для ребят, и для нас, педагогов», – Юнина Е.А., учитель биологии и химии ГБОУ «Школа № 1400», г. Москва.
«Передаём огромную благодарность авторам всех работ, труд ребят заслуживает восхищения. Но особенно наших учеников увлекли своими исследованиями 5-классник Фёдор Песков (проект «Горное дело – от собирательства камней до автоматизации добычи руд») и его макет шахты, а также ученик 8 класса Елисей Коротков (проект «Уникальные экспонаты музея на твоей книжной полке»), поразивший визуальным и звуковым оформлением своей работы. Спасибо за полезный опыт, которым наши ученики могут воспользоваться в работе над своими будущими проектами», – Тарасова С.Е., учитель ГБОУ «Школа № 222», г. Москва.
«…Для классов естественно-научного профиля прошёл урок по проектной и исследовательской деятельности на основе видеоматериалов проекта «Дети – детям»… После просмотра каждого ролика мы обсуждали полученную информацию и придумывали перспективы дальнейшего развития проектов… Спасибо за интересный и познавательный материал, который показал значимые проектные работы и их практическое применение», – Юркина Е.Л., педагог-организатор проектной и исследовательской деятельности учащихся ГБОУ Школа № 1534 «Академическая», г. Москва.
В своей презентации «Алмазы России» участник проекта «Дети – детям 2024» Большаков Глеб рассказал ребятам об алмазах. Откуда они берутся, есть ли месторождения алмазов в России, как их добывают и где используют.
Онлайн-экскурсию «История Казани в камне» подготовила участница проекта Тынысова Камиля и показала город глазами геолога: геологическая экскурсия по Казани.
««Дети – детям» – прекрасный нужный проект в рамках Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН. Очень важно подготовить талантливых детей для производства и науки в направлении минерально-сырьевого комплекса. Посмотрев видеоматериалы, с удовольствием оценивали труды ребят. Это действительно работы, на которые нужно равняться. Уникальность этих проектов в том, что ребята не только делают свои первые шаги в науку, но и передают свои знания и опыт», – Симонова А.В., учитель ОАНО Школа «Ника»,
г. Москва.
Участник проекта «Дети – детям 2024» Илья Груздев, ученик 9 класса школы № 2054 г. Москвы, подготовил и провёл для членов Клуба юных геологов ГГМ РАН практическое занятие, которое посвятил уникальному инженерному объекту – Кольской сверхглубокой скважине. Он рассказал, что это за удивительный объект, какой глубины достигли буровые работы, какие сложности при этом возникали, какой минеральный состав представлен в добытом керне, и какие научные открытия были осуществлены.
Ещё одно мероприятие в рамках проекта «Дети – детям 2024» прошло в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского РАН. 26 ноября 2024 г. состоялась Детская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку в системе непрерывного образования детей и молодёжи в области геологии и природопользования».
Конференцию открыл директор ГГМ РАН, д. т. н., заслуженный геолог РФ Черкасов С.В. С приветственным словом к участникам конференции обратились: зам. директора по развитию ГГМ РАН, руководитель Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН, автор проекта «Дети – детям», д. т. н. Титова А.В., директор Минералогического музея
им. А.Е. Ферсмана РАН, д. г.-м. н., профессор РАН Плечов П.Ю. и заместитель генерального директора ЦНИГРИ, д. г-м. н. Дамдинов Б.Б.
Спикеры конференции представили свои исследовательские работы в области палеонтологии, горного дела, минералогии, экологии, приняли участие в дискуссиях и обменялись опытом со сверстниками.
«Выражаем огромную благодарность за приглашение к участию в Детской научно-практической конференции «Первые шаги в науку в системе непрерывного образования детей и молодёжи в области геологии и природопользования» таджикских школьников, в частности Мируллоевой Алии, которая на протяжении 3 лет является активным участником конкурсных проектов по геологии и природопользованию. Интересные исследовательские работы, креативные вопросы и доброжелательная обстановка оставили приятное впечатление от Детской конференции…», – Мурзина А.Р., учитель биологии (проект «Российский учитель за рубежом»).
Юркина Светлана (г. Москва) выступила с докладом «Метаморфоз талой воды Эльбруса». Грязнов Егор (Московская область) рассказал об изучении микропалеонтологии в домашних условиях. Демишкан Владимир (г. Светлогорск) представил доклад «Месторождения каменной соли Республики Беларусь». Мазаев Иван (г. Москва) выступил с темой «Побочные продукты строительства Московского метро: фосфоритовые конкреции». Горбенко Михаил (г. Москва) – с докладом «Удивительные Сараны». Асылкожаев Арман
(г. Москва) поделился исследованием «Комплексная эколого-геохимическая оценка крупного курортного центра – Анапы и рекреационной зоны Малый Утриш вблизи
природного заповедника «Утриш». Мируллоева Алия (г. Душанбе) представила доклад «Памирская экспедиция – экспедиция в будущее».
Проект «Дети – детям» проводится в целях формирования коммуникационной площадки для развития непрерывной системы образования детей и молодёжи в области геологии и природопользования, воспитания экологического мировоззрения, профориентации на специальности минерально-сырьевого комплекса.
Отзывы о проекте:
«С большим интересом и желанием 2 "З" класс поучаствовал в проекте «Дети – детям». Более пристальное внимание ребята уделили проекту по 3D-моделированию «Уникальные экспонаты музея на твоей книжной полке» Короткова Елисея. Тема является востребованной и актуальной для современных детей. Проект Лисицина Владимира «Тайна куриного бога» о том, как увлечение геологией помогло разгадать тайны «дырявых камней», многих удивил, некоторые из ребят даже не видели такие камни, а кто-то видел, но не задумывался, как в камне появилась дыра. Ребята получили большой заряд мотивации к занятию исследовательской деятельностью. Многие ребята загорелись желанием выполнить подобные работы, стали более внимательно рассматривать встречающиеся на прогулке камни, искать в справочниках их названия. Будем учиться у лучших!» – 2 "З" класс ОАНО Школа "Ника", г. Москва.
«…Перед просмотром предложенного фильма мы обсуждали с ребятами проектные работы, которые можно было бы реализовать в течение года. В качестве примера я предложила ознакомиться с тем, как другие ученики школ России демонстрируют свои навыки, знания, эрудицию. Наибольший отклик у ребят нашел проект «Горное дело – от собирательства камней до автоматизации добычи руд» Пескова Федора, посвященный горнодобывающей промышленности (с созданием макета шахты и модели старинных и современных устройств и механизмов, используемых шахтерами), а также проект «Ракушечные станции метро» Иванова Лаврентия по исследованию окостеневших моллюсков в метро Москвы…», – Сивкина В.Н., учитель 4«Ж» класса ОАНО Школа "Ника", г. Москва.
«Ученики начальных классов каждый месяц посещают музеи, где проходят экскурсии по программному материалу, но когда ребятам рассказывают их ровесники, это особенно интересно! Детские презентации были очень поучительными. Чувствовалась серьезная подготовка, научная направленность. Наши ученики увидели, к чему нужно стремиться при подаче интересного материала», – Жерикова Л.Н., учитель 2 класса ГБОУ «Школа № 117», г. Москва.
«Я с интересом посмотрел видеоматериалы сверстников. Все победители конкурсов вызывают у меня огромное уважение. Очень понравились мне образцы из коллекции Друголевой Ульяны. Я тоже собираю коллекцию минералов и горных пород, но моя коллекция намного скромнее. Спасибо за такую интересную работу», – Демидов Илья, учащийся объединения по интересам «Геологический» Центра творчества детей и молодежи «Ювента» г. Светлогорска, Республика Беларусь.
«Наши ученики считают, что авторы научно-исследовательских проектов показали глубокое погружение в исследуемые проблемы и прекрасно донесли до них (своих сверстников) полученные результаты. Эмоциональный рассказ, отличные презентации, хорошее владение материалом. Было очень интересно! Материал оказался очень полезен в образовательных целях и для ребят, и для нас, педагогов», – Юнина Е.А, учитель биологии и химии ГБОУ «Школа № 1400», г. Москва.
«Передаем огромную благодарность авторам всех работ, труд ребят заслуживает восхищения. Но особенно наших учеников увлекли своими исследованиями 5-классник Федор Песков (проект «Горное дело – от собирательства камней до автоматизации добычи руд») и его макет шахты, а также ученик 8 класса Елисей Коротков (проект «Уникальные экспонаты музея на твоей книжной полке»), поразивший визуальным и звуковым оформлением своей работы. Спасибо за полезный опыт, которым наши ученики могут воспользоваться в работе над своими будущими проектами», – Тарасова С.Е., учитель ГБОУ «Школа № 222», г. Москва.
«Работы участников проекта «Дети – детям» очень интересные, сколько сил и труда вложено! Благодарим!» –ученики 2 «Б» класса ОП «Бунинские Луга» ГБОУ «Школа № 338 имени Героя Советского Союза А.Ф. Авдеева», г. Москва
«…Для классов естественно-научного профиля прошел урок по проектной и исследовательской деятельности на основе видеоматериалов проекта "Дети – детям"… После просмотра каждого ролика мы обсуждали полученную информацию и придумывали перспективы дальнейшего развития проектов… Спасибо за интересный и познавательный материал, который показал значимые проектные работы и их практическое применение», – Юркина Е.Л., педагог-организатор проектной и исследовательской деятельности учащихся ГБОУ «Школа № 1534 "Академическая", г. Москва.
Воспитанники группы № 9 «Россия на ладошках» ОП «Цветные ладошки» ГБОУ «Школа № 338 имени Героя Советского Союза А.Ф. Авдеева» просмотрели видеоматериалы научно-просветительского проекта «Дети – детям 2024». После просмотра видеороликов дети подготовительной группы узнали новые термины, что такое шахты, макет шахты, о новой профессии шахтер, с помощью какого оборудования добывают полезные ископаемые. И были очень удивлены, что живые организмы могут прогрызть дырки в камнях, что из алмазов делают не только украшения, что такое «куриный бог» и многое другое.
Также мы показали видеоролик для более старших детей 5-7 классов «Минералы Алтая. Организация выставки». Сколько, оказывается, есть природных материалов, о которых дети даже не догадывались! После всего просмотренного наши воспитанники очень вдохновились. Стали приносить в группу из дома книги, коллекции камней и минералов. Мы сделали выставку «Кладовая Земли Русской». Организовали поход в Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского РАН с посещением практического занятия. Новые знания помогли детям пройти Олимпиаду «Музеи, парки, усадьбы». Благодарим за уникальную возможность быть частью проекта «Дети – детям 2024» и надеемся на дальнейшее сотрудничество!», – Елена Мартынова, ГБОУ «Школа № 338 имени Героя Советского Союза А.Ф. Авдеева», г. Москва
«Благодарим за увлекательно-познавательный проект "Дети – детям". Слушать научную информацию на языке, на котором говорят сами дети. Смотреть не на строгого дяденьку в пиджаке и галстуке, а видеть перед собой сверстника. И понимать, что ты можешь так же. А удивительно еще и то, что у тебя рождаются другие вопросы, которые вдруг захотелось проверить, найти ответы.
Так рождается новый проект. Наука детским языком, понятным и доступным самим детям. Это выше всех похвал!» – ученики 3 "Д" класса ГБОУ «Школа № 717», г. Москва.
«Материалы очень интересные. Качественно оформлено. Видеоряд разнообразный. Интересно поданы фрагменты крупным планом. Проекты все полезные, наполненные информацией. Проведенное мероприятие позволило детям узнать для себя новые факты, информацию о местах, объектах от своих сверстников. Увидеть в качестве примера выполненные проекты», – Федорова А.А., учитель МОУ «СОШ № 47», г. Магнитогорск
«Федор Песков, работая над своим проектом, создал уникальное учебное пособие, которое имеет метапредметную направленность. Видно, что автор проекта заинтересован темой работы. В ходе подготовки проделана огромная работа: изучена литература; подобраны необходимые материалы; продуманы различные техники изготовления деталей; автоматизированы процессы; подготовлена интересная лекция, объясняющая доступным языком сложные производственные этапы.
Рассказывая об истории горного дела через игру на макете, Федор дает возможность каждому примерить на себя все роли мастеров горного дела: от собирателя камней до современного шахтера. Проектный продукт полезен, связан с жизнью, заслуживает высокой оценки. Желаю автору не останавливаться на достигнутом, а со временем, погружаясь в детали горного дела, изобрести что-то такое, что позволит сделать жизнь шахтеров не только комфортной, но и максимально безопасной.
Владимир Лисицин, как и многие ребята в этом возрасте, с интересом рассматривает камни, но, в отличие от остальных, он решил не останавливаться на предположениях, а объяснить образование отверстий в горных породах с научной точки зрения. И это у него отлично получилось! Автор увлечен темой проекта, он смог доступным языком объяснить и доказать несколько возможных вариантов образования дыр в камнях, их классифицировать и систематизировать. Теоретический материал прекрасно подтвержден практическим. Знакомство широкой аудитории с исследовательской работой Владимира поможет стимулировать интерес к геологическим открытиям, к разглядыванию камней под ногами. А миф о «курином боге» пусть передается из поколения в поколение и дальше, ведь, если верить преданиям, он несет счастье. Желаю автору новых побед и новых открытий!», – Кондрашкина М.С., учитель 3 «З» класса ОАНО Школа "Ника", г. Москва
«Шестиклассники посмотрели научно-просветительские видеоматериалы, подготовленные школьниками-лауреатами конкурсов, проводимых в ГГМ РАН. Каждая проектная работа содержит достаточно полную информацию, раскрывающую свою тему, которая актуальна в современном мире. Исследования отличаются четким и грамотным оформлением и презентацией. Участники показывают отличное владение материалом, доказательно и развернуто обосновывают свою точку зрения. После просмотра материалов школьники поделились своими впечатлениями:
• Очень интересные проекты. Больше всего понравился проект из Казани. Даже захотелось побывать в этом красивом городе и познакомиться с его достопримечательностями. Василиса;
• Самый интересный проект – по 3D-моделированию. Очень здорово, что можно создать модели экспонатов, которых, например, не хватает в музее, и рассмотреть их. А еще такие модели можно использовать в лабораториях и на уроках. Михаил
• Каждый проект по-своему хорош и уникален. Ребята постарались полностью показать важность и значимость своего исследования. Маша;
• Работы ребят достойны награды. Каждый очень познавательный. Мне понравился проект про добычу руд. Шахта, сделанная школьником, поражает своими масштабами, точностью всех ее деталей. А сам выступающий полностью владеет материалом и, на мой взгляд, знает ответ на любой вопрос по своей теме.
Спасибо за предоставленную возможность увидеть интересные проектные Работы. Ученики 6-х классов ГБОУ «Школа № 498», г. Москва.
2«Ж» класс ГБОУ «Школа 2114» принял участие в научно- просветительском проекте «Дети – детям 2024». Спасибо Государственному геологическому музею им. В.И. Вернадского РАН за предоставленные материалы. Ученики 2 класса на уроке окружающего мира смогли познакомиться с проектными работами, подготовленными их сверстниками. Ребята получили новые знания, расширили свои знания по теме «Богатства недр нашей страны».
Особенно учеников моего класса заинтересовала работа «Тайна куриного бога». Раскрытие тайны породы известняк. Процесс изменения и появления горной породы.
В нашей школе ежегодно проходит научно-исследовательская конференция «Открытие». Материал, представленный в вашем проекте, воодушевил моих учеников, дал каждому из них поверить в свои силы и знания. И еще больше ребят задумались о создании своих проектных работ», – Баброва Н.В., классный руководитель 2 «Ж» класса ГБОУ «Школа № 2114», г. Москва
«Большое спасибо за возможность интересно и ярко показать тему ученикам 6 и 7 классов на материалах участников проекта «Дети – детям». Видеоматериалы очень заинтересовали учеников и тронули их. Спасибо за методическую базу для учителей», – Крысанова О.А., учитель географии ГБОУ «Школа № 1358», г. Москва.
««Дети – детям» – прекрасный нужный проект в рамках Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН. Очень важно подготовить талантливых детей для производства и науки в направлении минерально-сырьевого комплекса. Посмотрев видеовизитку, с удовольствием оценивали труды ребят. Это действительно работы, на которые нужно равняться. Уникальность этих проектов в том, что ребята не только делают свои первые шаги в науку, но и передают свои знания и опыт», – Симонова А.В., учитель ОАНО Школа "Ника", г. Москва.
Отзывы учеников 4 класса ОАНО Школа "Ника", г. Москва:
Бутенко Анастасия:
Проекты чудесные! Они очень познавательные и интересные. Слушая эти работы, попадаешь в познавательную сказку. Проекты помогли мне заинтересоваться научной деятельностью. У меня появились идеи для моих проектов и побед. Спасибо.
Никитина Виктория:
Мне очень понравились проекты. Каждый из них по-своему привлекательный, интересный, прекрасный. Спасибо большое детям, которые сделали такую важную работу. Браво!
Чижов Герман:
Потрясающий проект о ракушечных станциях метро. Очень вдохновил меня. Теперь мечтаю отправиться на эти станции.
«Выражаем огромную благодарность за приглашение к участию в Детской научно-практической конференции «Первые шаги в науку в системе непрерывного образования детей и молодежи в области геологии и природопользования» таджикских школьников, в частности Мируллоеву Алию, которая на протяжении 3 лет является активным участником конкурсных проектов по геологии и природопользованию. Интересные исследовательские работы, креативные вопросы и доброжелательная обстановка оставили приятное впечатление от проекта. Надеемся на долгосрочное сотрудничество в области образования между дружественными странами России и Таджикистана по реализации Гуманитарной программы Министерства Просвещения РФ и проекта "Российский учитель за рубежом" по продвижению русского языка, культуры и образования.», Мурзина А.Р., учитель биологии (проект "Российский учитель за рубежом")