№ 2 (20) / 2025
Более четырехсот одаренных юношей и девушек из всех уголков нашей страны собрались в конце марта в стенах Санкт-Петербургского горного университета Екатерины II – главного технического вуза России. Здесь состоялся заключительный этап уникального конкурса молодежных научнотехнических проектов «Школьная премьерлига», организованного при поддержке Международного центра ЮНЕСКО.
Цель мероприятия – выявление перспективных талантов и привлечение школьников к изучению инженерных профессий, развитие интереса к науке и технологиям.
Старшеклассники продемонстрировали свои научные исследования и инженерные проекты по 17 ключевым областям современной науки и промышленности: машиностроение, металлургия, геология, электроэнергетика, горнодобывающая промышленность, инновационные технологии автомобилестроения и многие другие сферы деятельности, важные для будущего экономики страны.
Каждый проект представлял собой полноценный доклад, подкрепленный оригинальными разработками и идеями участников. Оценивали молодых исследователей авторитетные члены жюри – профессора, доценты и молодые ученые. Эксперты уделяли внимание не только научным результатам и качеству проекта, но и способности авторов ясно представить свою работу, раскрыть тему простым языком, продемонстрировать широту взглядов и творческий подход.
Каждый участник конкурса показал не только технические достижения, но и огромный потенциал молодого поколения, доказав, что будущее науки и технологий находится именно в руках наших детей.
Михаил Гепнер, ученик десятого класса петербург ского лицея №38, представил жюри конкурса уникальный проект – гусеничный двигатель с революционным треугольным обводом. Его разработка способна превратить любую местность, будь то бескрайнее поле или суровые условия рудника, в комфортную трассу для передвижения техники.
Глеб Епифанов из новгородского лицея-интерната имени Сперанского предложил свою разработку – оригинальный автомобиль, вдохновленный культовыми американскими «масклкарами». Однако, изучив недостатки оригинальных моделей, юноша решил внести собственные конструктивные изменения, превратив своего железного коня в идеализированную версию отечественного транспорта, объединяя мощь и темперамент западных аналогов с русским характером и улучшенной управляемостью.
Группа талантливых школьников из Иркутска, одиннадцатиклассники Степан Петкевич, Арсений Караченцев и Егор Мутовин, продемонстрировали собственный взгляд на удобство труда специалистов на производстве. Их изобретением стал интеллектуальный костюм инженера ОКИ03, оснащенный удобным блоком управления, специальной каской и умными часами. Система позволяет считывать показания датчиков непосредственно с корпуса оборудования, мгновенно отображая данные на дисплее устройства.
Два энтузиаста робототехники, девятиклассники Максим Гуткин и Иван Корневич из нижегородского лицея № 38, несмотря на юный возраст, уже создали удивитель ный образец механики будущего – манипулятор, способный повторить движения человеческой руки. Благодаря своему уникальному устройству этот механизм обладает исключительной точностью движений, высокой степенью свободы и способностью легко справляться с любыми препятствиями, открывая широкие перспективы для практического применения в различных сферах деятельности.
Примеры этих проектов наглядно демонстрируют талант, креативность и стремление российских школьников внести вклад в развитие науки и техники страны.
Победители финала «Школьной премьерлиги» были награждены дипломами и ценными подарками. Из числа конкурсантов победителями стали 48 лучших школьников, каждый из которых получил право воспользоваться образовательным грантом размером 100 тыс. руб., который они смогут реализовать при условии успешного завершения первого семестра учебы в Санкт-Петербургском горном университете. Призерами признаны 145 учащихся, которым вручены гранты на 50 тыс. руб.
В рамках программы финального этапа конкурса школьники, внезависимости от степени полученной награды, смогли извлечь пользу от пребывания в Санк-тПетер бургском горном университете. Они посещали интерактивные лекции, участвовали в форсайтсессиях, выполняли задания практических чемпионатовкейсов и увлекательных интеллектуальных квестов. Особое впечатление на конкурсантов произвели экскурсии в музей, лаборатории и научные центры Горного университета, где школьники смогли своими глазами увидеть современное исследовательское оборудование, познакомиться с условиями рабо ы настоящих ученых и ощутить особую атмосферу творческого поиска и научной страсти.
Конкурс «Школьная премьерлига» становится важным инструментом подготовки нового поколения талантливых инженеров и ученых, призванных обеспечить успешное будущее российской науки и экономики. Выявляя яркие молодые таланты, конкурс стимулирует приток одаренной молодежи, привлекает в престижные инженерные профессии наиболее целеустремленных юношей и девушек. Благодаря этому создается прочный фундамент для стабильного развития страны и укрепления ее позиции в качестве лидера мирового технического прогресса.
Параллельно со «Школьной премьерлигой» состоялась Всероссийская академическая сессия «Образование в интересах государства и личности». Целью сессии стало обсуждение актуальных проблем образовательной политики и разработка рекомендаций по улучшению школьной и вузовской систем.
Открывая мероприятие, ректор Горного университета Литвиненко Владимир Стефанович изложил свое мнение относительно главных проблем современной школьной системы, среди которых выделил отсутствие четкой и научно-обоснованной учебной программы, а также недостаток педагогов вследствие массового перехода на рынок частных репетиторских услуг. Кроме того, он проинформировал присутствующих о ключевых аспектах инновационной вузовской модели, активно внедряемой сегодня Горным университетом.
Проведение Всероссийского конкурса «Школьная пре мьерлига» и Всероссийской академической сессии «Образование в интересах государства и личности» на одной площадке СанктПетербургского горного университета подчеркивает взаимосвязанность процессов воспитания и профессионального становления молодежи. Конкурс помогает выявлять таланты среди школьников, стимулируя интерес к техническим профессиям, а академическая сессия направлена на совершенствование образовательной среды, обмен опытом директоров школ и обсуждение ключевых вопросов модернизации образования. Совместное проведение мероприятий создает условия для взаимодействия различных уровней образовательного процесса, способствуя формированию целостной стратегии подготовки квалифицированных специалистов и лидеров будущего.
Р.С. Бабкин,
директор Центра довузовских и специальных программ, Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II
Е.В. Сафронова,
начальник отдела организации и обеспечения программ Центра довузовских и специальных программ, Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II
Фотографии: Павел Долганов