№ 2 (20) / 2025
С 2023 г. в Горном музее продолжается выставочный проект «Камнерезное искусство Урала», реализуемый совместно с Фондом развития культуры и искусства семьи Шмотьевых, в рамках которого зрители знакомятся с искусством современных уральских камнерезов. Тема новой экспозиции – «Красота грации» – посвящена разнообразным женским образам. Ранее в предыдущих номерах журнала мы представляли выставки «Иные культуры» (№ 4 (18) / 2024), «Антич ность» (№ 2 (16) / 2024) и «Русский эпос» (№ 1 (15) / 2024).
В 2025 г. Фонд привез в Санкт-Петербург шесть скульптур и скульптурных композиций, выполненных мастерами студии камнерезного искусства «Святогор» и Академии камнерезного искусства Григория Пономарева. Как и прежде в рамках данного выставочного проекта публике не только демонстрируют сами произведения, но и показывают разнообразие природного декоративного камня, который мастера используют в своем творчестве. Для каждого произведения подобраны образцы минералов и горных пород из коллекции Горного музея, которые помогают увидеть разнообразие природного материала из разных уголков планеты.
Предлагаем повнимательней присмотреться к двум скульптурам из этой серии. Наиболее раннее произведение – скульптурная композиция «Царевна Лебедь», выполненная в мастерской «Святогор» в 2012 г.
Зритель наблюдает момент превращения лебедя в прекрасную царевну, образ которой рождается в брызгах морских волн. Для передачи этого магического момента мастера использовали зеленую разновидность халцедона – хризопраз. Только для ощущения превращения выбран был не идеальный материал насыщенного зеленого цвета с идеальной текстурой, а наоборот, камень с природными дефектами, нежного зеленоватого оттенка, переходящего в практически бесцветный молочно-белый. Основание скульптурной композиции выполнено в виде волны из сине-зеленой яшмы в окружении морской пены из молочно-белого кварца. На голове царевны Лебедь диадема в виде кокошника, украшенного ограненными вставками ювелирных камней (алмазов, аквамаринов, бериллов, топазов), с которой спадает тонкое просвечивающее покрывало из мохового агата.
Вторая скульптура, «Чарка меда», – самое новое произведение, созданное в 2024 г. в Академии камнерезного искусства Ильи Пономарева. Образ навеян произведениями К. Маковского, в нем богатство красок картин передается при помощи многоцветия агатов, яшм, кварца в сочетании с ожерельем из хризоколлы. Пожалуй, самым необычным материалом для уральского региона является особый вид яшмы – мукаит, который распространен в Австралии в местности Мука-Крик, а также на Мадагаскаре. В разных источниках такую яшму могут называть океанической или австралийской, по региону происхождения. Камень обладает ярким сочетанием цветов от ярко-кораллового, медов-ожелтого до серовато-розоватого. Из него выполнена нижняя юбка. В коллекции Горного музея хранится образец аналогичной горной породы из окрестностей Ньюмана, северозапад штата Северная Австралия.
Фотографии: Павел Долганов