№ 3 (21) / 2025

Инновационные преобразования минерально-сырьевого сектора включают в себя, в первую очередь, систему высшего инженерного образования. При определении карьерной траектории молодого человека важно в самом начале разрабатывать конкретные шаги по построению дальнейшего профессионального пути. Развиваться человеку по управленческой стезе или предпочесть путь специалиста-производственника? Если выбирать путь управленца, то на какие позиции ориентироваться, где продвижение будет наиболее эффективным и соответствующим возможностям человека? Какие препятствия могут встать на пути?
Зная свои уникальные способности, личностные особенности и получив определенное высшее или специальное образование, можно успешно и с интересом для себя реализоваться. Для привлечения в горное производство перспективной молодежи должна быть восстановлена система профориентации учащихся средних учебных заведений. Примером организации такой системы является ведущий отраслевой вуз – Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II.
В июле 2025 г. состоялось совещание по образованию, где Президент поднял важные вопросы. Уже два года шесть вузов страны в рамках пилотного проекта учат студентов по-новому. Эта работа началась в 2023 г., когда Президент предложил вернуться к традиционной системе образования, но с учетом современного опыта. По словам Министра науки и образования Фалькова: «Лидером является Санкт-Петербургский горный университет. У них ведется набор по 81 программе. Инженеров здесь готовят уже не менее 5 лет».

Говоря словами ректора Литвиненко Владимира Стефановича – «…Должен быть цельный специалист, особенно в технических науках. Это очень важно. Практика – пример но 14 месяцев, это больше одного года. С навыками производственными, которые формируют именно настоящего инженера, способного не просто на месте управлять технологией, но и быть хорошим управленцем и хорошим мыслящим специалистом. Сегодня целая очередь вокруг университета тех компаний, которые хотят быть академическими партнерами, получать от нас специалистов…». Это прогрессивный взгляд ректора на проблему реформирования высшей школы.
По мнению ректора: «Деструктивные стандарты образования пришли в нашу страну еще при СССР – в 1980-е гг. Уже тогда школа отказалась от воспитания и нацеленности на формирование человека-созидателя. Как следствие – рухнула и целевая система подготовки инженерного корпуса для нашей индустриальной экономики. Ее примитивные остатки сохранились в форме специалитета.

В качестве краеугольного камня в высшем образовании внедрялась чуждая нашей экономике двухуровневая Болонская система. Напомним: бакалавриат предусматривает передачу общих теоретических знаний без закрепления их на практике. Кому нужен такой сотрудник на производстве? Да и сами бакалавры в основном не спешат вливаться в трудовые коллективы отечественных заводов и фабрик. В промышленности возник очень серьезный кадровый провал… После прихода Владимира Путина на президентский пост был наложен запрет на безоглядную передачу исключительных прав на пользование российскими недрами на заведомо невыгодных для страны условиях. Встал вопрос о реиндустриализации и суверенизации экономики, и главным препятствием на этом пути стал дефицит качественных инженерных кадров. Сегодня каждая вторая компания в России ищет инженера, который бы соответствовал содержанию своей квалификации по диплому.

Именно эта проблема и стала толчком к появлению Указа Владимира Путина от 12 мая 2023 г. «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». Этот документ дал старт масштабному социальному эксперименту. Его главная составляющая – возврат в образовательный процесс суверенных смыслов и методов.
Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II в международном рейтинге по категории «Инженерное дело, добыча полезных ископаемых и горная промышленность» входит в первую мировую десятку из 1350 технических университетов своего профиля. Он первым в стране в рамках пилотного проекта начал реализацию модели новой высшей школы.

В чем ее новизна? Оторванным друг от друга бакалавриату и магистратуре вуз противопоставил единый уровень инженерного образования – базовое высшее с шестилетним сроком обучения. К моменту получения диплома студенты имеют за плечами 52 недели формирования практических навыков и опыта, в том числе 16 – преддипломных и шесть – стажировки в качестве инженера-стажера с соответствующей производственной аккредитацией в компаниях-партнерах. Предусмотрено овладение не менее чем двумя рабочими профессиями и восемью и более дополнительными профессиональными компетенциями.

А такие дисциплины, как «Основы формирования научного знания», дают возможность еще в студенчестве получить глубокое понимание культуры исследовательской работы. В организационном плане это выражается в присвоении статуса студента-исследователя.
Взаимодействие университета с реальным сектором экономики стало более тесным. Появилось понятие «академический партнер». Речь идет уже не просто о предоставлении производственной площадки для студенческих практик, а о подключении предприятий к более широкому участию в образовательном процессе. Представители бизнеса включены в работу специально созданной кафедры «Практических навыков и опыта», участвуют в защите дипломных работ. Производственные наставники студентов курируют со стороны предприятия процесс освоения производственных навыков. Сегодня более 120 крупнейших компаний сотрудничают с Горным университетом в новом формате.

Принципиально изменилась система оценки остаточных знаний студентов на выпускном этапе. Дипломный проект содержит три обязательных раздела: технологический, экономический и научный. Каждый выпускник должен не только успешно сдать государственный экзамен по модулю дисциплин по специальности и защитить дипломный проект, но и получить положительную оценку своих инженерных компетенций со стороны академического партнера.
После защиты основного дипломного проекта некоторым выпускникам предстоит защитить приобретенные ими новые знания на специальном научном совете для получения второго диплома инженера-исследователя. Его обладателями смогут стать до восьми процентов потока.
Специализированное высшее инженерное образование в рамках данной модели не является отдельным образовательным уровнем. Оно представляет собой получение дополнительной инженерной квалификации в сфере новых технологий или углубленных научных знаний от года до трех лет.
Переход к выпуску инженеров нового качества вызвал необходимость обновления требований и к преподавателям. В Горном университете введены новые преподавательские статусы: лектор, ассистент лектора, педагогический наставник студентов, научный наставник студентов. Основной целью новаций здесь является возврат аналогового мышления и выстраивание системы ответственности преподавателя за достижение конечной образовательной цели. Она состоит в том, чтобы сформировать у студентов знания по специальности и привить им мотивацию к самореализации на производстве.

Естественно, реализация новой образовательной стратегии не проходит гладко. Немалые сложности создают, например, проблемы в школьном образовании. Всеобщему переходу вузовской системы к базовому высшему образованию к 2026 г. должна сопутствовать новая школьная реформа.
Кроме того, успешное масштабирование образовательной модели Горного университета невозможно без консолидированных усилий исполнительной власти и поддержки общества. Поэтому к сказанному нужно добавить включение инструментов персональной ответственности для глав профильных учреждений государственных органов за качество регулирования в образовании».
Как системно, профессионально, по государственному жестко и емко! Возглавив вуз в 39 лет в 1994 г., в сложное для российского образования, да и всей страны время, он сумел сохранить все основные направления научных исследований института и поднять их на высокий уровень. Инноватор, всегда готовый к конструктивным переменам, твердый в своих убеждениях. Это позволяет Владимиру Стефановичу уверенно выстраивать свой профессиональный и жизненный путь, принимая верные решения.
Одним из важных проектов, реализуемых Санкт-Петербургским горным университетом с 2018 г., является Международный образовательный проект – Летние школы для российских и иностранных студентов и аспирантов. Каждая смена рассчитана на две недели. Молодые люди приобретают профессиональные навыки и компетенции, которые становятся важным дополнением к основному образованию и повышают их конкурентоспособность на рынке труда. Спектр представленных направлений, по которым идут занятия, достаточно широк. Это и современное горное производство, современные конструкционные материалы, нефтегазовая геология, горные машины и оборудование, энергоэффективность и устойчивая энергетика, цифровое горное производство, интеллектуальные системы управления. И это еще не весь список программ. Занятия проводятся на высоком профессиональном уровне, для иностранцев занятия ведутся на английском языке. Всего за весь период существования проекта слушателями стали более 4 тысяч человек из более 100 университетов мира. Представленный формат летних школ свидетельствует не только о широком диапазоне представленных программ, но и важнейшей цели, которую преследует сам ректор – ярчайший пример современного российского инженерного образования. Это настоящий прорыв!

Важнейшим условием для получения достойного инженерного образования высочайшего класса являются студенческие практики. На пяти площадках, четырех в Ленинградской области и одной в Республике Крым, будущие инженеры овладевают нефтегазовой, энергетической, геологической и общими инженерными компетенциями, без которых невозможно представить востребованного на рынке труда выпускника. Размах собственных полигонов, производственных мощностей и уровень подготовки практик потрясает!
Значительную роль Владимир Стефанович отводит школьной реформе, выработке инновационных подходов к школьному образованию в интересах формирования технологического лидерства страны. По мнению ректора: «Сложность любой учебной программы должна нарастать по мере формирования у школьников стройной картины мира. Школьные естественно-научные предметы в условиях эффективной образовательной системы должны подводить детей к освоению дисциплин вузовского инженерного образования. А в реальности в большинстве случаев отбивают к нему вкус».

Как человек с высокой гражданской позицией, системным подходом и высочайшей степенью социальной ответственности, Владимир Стефанович определяет и ставит «ценностно-мировоззренческие задачи и задачи сохранения цивилизационной идентичности России» с полным их представлением. Первоочередной задачей он видит разработку и применение эффективных образовательных подходов, методик и технологий, повышающих качество образования.
Этот год стал для Владимира Стефанович юбилейным. Ему исполнилось 70! Он полон сил, прогрессивных идей и нереализованных еще планов. Пожелаем ему, выдающемуся человеку, великих свершений, удачи в исполнении задуманного, здоровья и мира.

А.В. Титова, зам. директора Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН, вице-президент Академии горных наук, д. т. н.
В.А. Язев, председатель Российского национального комитета Мирового нефтяного совета (РНК МНС), президент НП «Горнопромышленники России», д. э. н.
Фотографии: © Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

