Летние школы Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II – основа формирования молодежной инженерной элиты мирового уровня

Летние школы Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II – основа формирования молодежной инженерной элиты мирового уровня

№ 3 (21) / 2025

(программы реализуются под эгидой Международного центра ЮНЕСКО)


«XXI век – не только время новых технологий, но и больших неопределенностей на рынке труда. Летние школы – это возможность стать более востребованным специалистом. Чем вы больше будете обладать дополнительными компетенциями, особенно дополнительными рабочими специальностями, тем вы увереннее сможете смотреть вперед, строить свои стратегические планы»

Владимир Литвиненко,

ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II


В силу того, что образование является одним из основных прав человека, фундаментом укрепления мира и фактором устойчивого развития, Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II и Международный центр компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО рассматривают это направление в качестве своей первостепенной задачи, стремясь содействовать укреплению национальных и международных систем образования и предпринимая шаги, связанные с реагированием на глобальные проблемы современности, используя для этого в качестве инструмента образование и уделяя особое внимание вопросам популяризации инженерного образования.

Штаб-квартира ЮНЕСКО (г. Париж). Новак А.В., Литвиненко В.С., Азуле О. / © Форпост Северо-ЗападШтаб-квартира ЮНЕСКО (г. Париж). Новак А.В., Литвиненко В.С., Азуле О. / © Форпост Северо-Запад

Как известно, образованию посвящена отдельная цель устойчивого развития – Цель 4, направленная на «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех».

В рамочной программе действий «Образование-2030» сформулированы руководящие принципы в отношении осуществления этой амбициозной цели и обязательства государств-членов ЮНЕСКО в этой области, в том числе, в п. 10 Инчхонской декларации: «Мы обязуемся содействовать созданию возможностей качественного обучения на протяжении всей жизни для всех, во всех структурах и на всех уровнях образования. Это включает в себя равноправный и расширенный доступ к техническому и профессиональному образованию и подготовке к высшему образованию и научным исследованиям, уделяя должное внимание обеспечению качества. Помимо этого, важное значение имеет наличие гибких способов обучения, а также признание, сертификация и аккредитация знаний, навыков и компетенций, приобретенных в рамках неформального и информального обучения».

Следовательно, развитие образования – ключевой фактор прогресса общества, способствующий формированию высококвалифицированных специалистов и эффективному развитию экономики.

Особенное значение имеет инженерное образование, направленное на подготовку кадров, способных решать технологические задачи, создавать новые материалы и технологии, необходимые для промышленного роста и повышения конкурентоспособности страны на мировой арене.

В России с мая 2023 г. дан старт реформе образования и запущен пилотный проект, инициированный Указом Президента РФ Владимира Путина «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования».

В июле текущего года в ходе совещания по вопросам образования министр В. Фальков, докладывая Президенту РФ Владимиру Путину о внедрении новой модели высшего образования в рамках пилотного проекта, назвал Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II лидером проекта:

Совещание по вопросам образования / © kremlin.ruСовещание по вопросам образования / © kremlin.ru

«Когда было ваше Послание в 2023 г., вы сказали: переход на новую систему должен быть плавным, здесь нужно все продумать, проработать до мелочей. Мы эту работу провели. Сегодня у нас больше 12 тысяч учится по этой системе, причем шесть университетов, некоторые уже вообще полностью три года принимают. Здесь у нас лидером является Санкт-Петербургский государственный горный университет, у них по 81 программе ведется набор»1 – отметил министр В. Фальков.


1 Информация Kremlin.ru – официальный сайт Президента Российской Федерации; ссылка: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/77421


Руководствуясь Указом Президента РФ о пилотном проекте, а также вышеназванными целями, программами и приоритетами ЮНЕСКО в области образования, Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II в партнерстве с Центром ЮНЕСКО активно распространяет передовой образовательный опыт на международном уровне, в том числе реализуя международные краткосрочные образовательные программы в формате «Летние школы» для студентов, аспирантов, преподавателей и уже состоявшихся специалистов всего мира.

В. Фальков и В. Литвиненко / © Форпост Северо-Запад / Павел ДолгаВ. Фальков и В. Литвиненко / © Форпост Северо-Запад / Павел Долга

Каждая программа рассчитана на две недели и включает в себя интерактивные лекции, практические и лабораторные занятия, интенсивные тренинги и мастер-классы, производственные выезды на крупнейшие промышленные предприятия и культурную программу. Рабочие языки образовательных программ – русский и английский.

Открывая сезон Летних школ-2025, ректор старейшего технического вуза России Владимир Литвиненко отметил: «Сегодня на рынке труда главная проблема – это дефицит знаний и квалифицированных кадров, в том числе инженеров», а также рассказал о новой модели образования, которая реализуется в Горном университете.

Ректор напомнил, что Россия отказалась от двухуровневой системы «Бакалавр-магистр», которая привела к кризису подготовки инженерных кадров не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

Церемония открытия Летних школ-2025 / © Форпост Северо-Запад

Успешно освоив программу, участники приобретают профессиональные навыки и компетенции, которые становятся важным дополнением к основному образованию, что, несомненно, повышает их конкурентоспособность на международном рынке труда.

«Современное горное производство», «Современные конструкционные материалы», «Нефтегазовая геология», «Энергоэффективность и устойчивая энергетика», «Современные тенденции в сфере аддитивных технологий», «Горные машины и оборудование», «Менеджмент в минеральносырьевом секторе», «Цифровое горное производство» «Интеллектуальные системы управления и аддитивные технологии» – это далеко не полный список направлений Летних школ в 2025 г.

Участники программы из Индии / © Форпост Северо-Запад / фото: Павел ДолгановУчастники программы из Индии / © Форпост Северо-Запад / фото: Павел Долганов

Среди предприятий – академических партнеров, на которых слушатели проходят стажировку, такие известные компании, как «Кировский завод» и «Силовые машины», «Метрострой», «Балтийская промышленная компания», Гавриловское месторождение, «Выборгское карьероуправление», «Водоканал», партнеры вуза – «Умный дом» и «Центр МЧС», собственные полигоны – геодезический «Кузьмолово», буровой «Саблино», гидрогеологический «Кавголово» в Ленинградской области.

На учебно-научном полигоне «Саблино» / фото: Юрий НефедовНа учебно-научном полигоне «Саблино» / фото: Юрий Нефедов

В этом году архитектура программ сконструирована под конкретные запросы зарубежных министерств образования и иностранных вузов-участников. Акцент сделан на приобретение практических навыков, что позволяет интенсивно освоить дополнительные компетенции на более качественном профессиональном уровне.

Производственный выезд на металлургический завод «Петросталь» в Санкт-Петербурге /фото: пресс-служба завода «Петросталь»Производственный выезд на металлургический завод «Петросталь» в Санкт-Петербурге /фото: пресс-служба завода «Петросталь»

Все слушатели программ Летних школ проживают в комфортабельных общежитиях с возможностью посещать тренажерные и спортивные залы. Им предоставляется трехразовое горячее питание на протяжении всего обучения с учетом особенностей национальных кухонь.

География участников за весь период обширна и включает такие страны, как Австрия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Боливия, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Гана, Германия, ДР Конго, Индия, Ирак, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кения, Китай, Колумбия, Куба, Ливан, Намибия, Оман, Перу, Польша, Румыния, Уганда, Хорватия, Швеция, Эквадор, ЮАР.

География участников и отзывы слушателей / фотоколлаж Екатерина ЯковлеваГеография участников и отзывы слушателей / фотоколлаж Екатерина Яковлева

Всего же за время существования проекта, с 2018 г., обучение прошли 4 000 человек из более чем ста университетов мира.

По итогам обучения по программе каждый слушатель сдает итоговую аттестацию и, в случае успешного освоения программы, получает Свидетельство Горного университета об освоении программы под эгидой Международного центра ЮНЕСКО.

Так, например, студент магистратуры Парта Пратим Джана из Индийского технологического института в Дханбаде, который еще называют Индийской горной школой, рассказал о кейсе, который ему предстояло защищать в рамках аттестации по итогам курса:

«Мы разделимся на 4 подгруппы. Каждая подготовит для защиты доклад с презентацией по своему проекту. Я участвую в подготовке проекта в области разработки редкоземельных ресурсов в Арктике. Это очень перспективное направление. Сложность в том, чтобы предложить рентабельную модель горного производства. В случае с редкоземельными металлами проблемой является низкое содержание ценных элементов в руде. Кроме того, нужно учесть непростые горно-геологические условия российского севера, специфику инфраструктуры. Начнем работу с анализа статистических данных и изучения российских наработок в близких к нашему кейсу сферах».

Вручение Свидетельства об освоении программы / © Форпост Северо-ЗападВручение Свидетельства об освоении программы / © Форпост Северо-Запад

Отзывы участников программ Летних школ впечатляют и мотивируют на дальнейшее совершенствование работы в рамках образовательного проекта.

Участники программ / фото: Валерия Старшая

Например, Борис Льянос из Боливии, руководитель отделения последипломного образования университета Сан-Андрес в городе Ла-Пас, отметил следующее.

11

«В Санкт-Петербургском горном университете меня впечатлило сочетание основательного теоретического обучения и практических занятий, использование передовых технологий, что значительно расширяет возможности обучения, делает сложные концепции более доступными и увлекательными.

Отдельно хочу отметить гостеприимство и вовлеченность принимающей стороны. Меня и мою команду тепло встретили».

Следующий сезон 2025-2026 учебного года стартует уже в нынешнем сентябре. Отметим, что участие в международном образовательном проекте может принять каждый заинтересованный и мотивированный слушатель, подав заявку на официальном сайте: https://sumschool.spmi.ru/.

12

Мария Солдатченко, к. ю. н., доцент, руководитель проекта «Образование» Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО

Back to top